Получи документы

Семинар «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Ольга Степанова
Семинар «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучающий семинар для молодых педагогов

«Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 1 п. Переволоцкий»

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Конспект семинара

План семинара :

Публикация «Семинар „Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС“» размещена в разделах

1. Введение. Актуальность темы.

2. Вопрос для обсуждения в группах.

3. Выступление старшего воспитателя.

4. Игра в кубики (подгруппы воспитателей)

5. Подведение итогов семинара.

Цель семинара : приобретение знаний педагогами в проектировании учебного занятия, используя алгоритм его конструирования.

Задачи:

- знакомство с современными подходами к проектированию учебного занятия;

- развитие умений педагогов проектировать учебное занятие.

Ожидаемые результаты: Педагоги осуществят практическое действие по конструированию учебного занятия как инструмента повышения качества образования.

Формы и методы реализации: групповая форма работы; наглядный, словесный, иллюстративный.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; презентация на тему «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»; ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

Уважаемые коллеги. Добрый день! Чтобы начать работу, используем метод «Ассоциации».

На листах запишите первые буквы вашего имени, отчества, фамилии (или, 4 чел. Только имена и пожелания от каждых 2-х или 4 парт) Из слов, начинающихся на выписанные буквы, составьте пожелание участникам семинара.

Например: ПСВ – пожелаю сотрудничества и взаимопонимания.

ОВТ – оптимизма, взаимопонимания, творчества

Индивидуальная работа (или парная, или групповая). Каждый или группа или пара зачитывает свои ответы.

Итак, ваши пожелания говорят об оптимизме, готовности совместно активно работать и желании получать новые знания.

1-й Этап семинара. Введение. Актуальность темы.

Так что же такое занятие? Каждый представляет его по-своему. Простое оно или сложное? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров, два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу.

Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции : механические, гидравлические, электронные.

Вот мы и попытаемся создать некий «конструктор для сборки занятия».

Но прежде чем начать конструирование занятия, нам нужен некий алгоритм, который поможет объединить в единое целое наше занятие.

Занятие - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но между тем им необходимо учитывать разницу между «старым» обучением и «новым». Занятие реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Классификация занятия включает в себя : комбинированную деятельность - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра); комплексную деятельность - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, но при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме); интегрированную деятельность - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Основанием классификации служат: дидактическая задача и содержание деятельности (раздел обучения- классическая деятельность по разделам обучения; интегрированная деятельность (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

2-й Этап семинара. Вопрос для обсуждения в группах: Какие требования необходимо предъявлять к занятиям в дошкольном образовании?

3-й Этап семинара Выступление старшего воспитателя на тему: «Как же проводится подготовка к учебному занятию и что следует учитывать?»

Как же проводится подготовка к учебному занятию и что следует учитывать? Подготовка к занятию включает следующие компоненты:

• интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;

соответствие и продуманность структуры занятия задачам и сюжетная линия занятия (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания;

• подготовка материала и оборудование; ПРС к занятию (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.);

• целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО ( Обучающая: повышать уровень развития ребёнка. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.)

Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.

Организуя занятия с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающего занятия (часто его называют традиционным) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающего занятия они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель занятия – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др., который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы. Главным основанием постановки целей занятия должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных) с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка); сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они и известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Алгоритм постановки цели: оценка имеющейся проблемы и определение главной, чётко ее формулировка; определение шагов (действий) по её решению, их последовательность; точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия); оценка каких (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одного занятия; определение и формулировка цели занятия, содержащей описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одного занятия.

Способ достижения цели в занятии - это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом. Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания занятия. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Каждый метод состоит из определённых приёмов (элементы того или другого метода, частное по отношению к общему, которые направлены на решение более узкой учебной задачи и чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. При организации занятия используют традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы: методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (авт. Бабанский, методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева, методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов, методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Методика проведения занятия включает следующие компоненты: реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей, которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала. Форма организации обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличаются по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения

Как определяется структура занятия? Структура занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура занятия в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Этапы реализации занятия :

- мотивационный этап - водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты;

- содержательный этап - основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата);

- рефлексивный этап - заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности).

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к занятию и мотивация их на перспективу.

Принципы которые используют при организации занятия :

• амплификации развития ребенка;

• культурно-исторический и личностно-ориентированный принципы;

• принципы развивающего образования и деятельностного обучения, принципы заинтересованности и природосообразности,принцип здоровьесбережения;

• принцип тематичности.

Какие же инновационные технологии используются? Это - проектная деятельность, проблемно-поисковая (исследовательская деятельность, ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод, интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии).

Успешность формирования занятия зависит от того, какими мотивами оно побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёта возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса.

Виды мотивации: игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности); внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время занятия может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная); внутренняя мотивация, которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты занятия значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами); мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная; мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет).

Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.

Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.

При проведении занятий следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований : прежде всего это учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности и длительность занятия, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

Дидактические требования : точное определение образовательных задач занятия, его место в общей системе образовательной деятельности; творческое использование при проведении занятий всех дидактических принципов в единстве; определять оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия; обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер занятия, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия; использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал); систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования : иметь в наличие продуманный план проведения занятия; четко определенные цель и дидактические задачи; грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; необходимая дисциплина и организованность детей при проведении занятия. Занятие в ДОУ не должно проводиться по школьным технологиям, его следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Также следует создать обеспечение психолого-педагогических условий в занятии : обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей; создание условий для свободного выбора детьми деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивная помощь детям; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.

Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении занятий?

Это - партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге. В ходе проведения занятия разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей (рабочий гул). Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе); образовательная деятельность детей в режиме дня. В проявлении личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность, его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация занятий в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

Таким образом правильно организованное занятие это :

Мотивация.

Субъект-субъект, сотрудничество.

Интеграция.

Проектная деятельность.

Партнерство.

Комплексный подход к обучению.

Самостоятельно-поисковая деятельность.

Разнообразие видов деятельности.

Совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Взаимодействие с семьями детей.

Учет интересов детей.

Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети.

4-й Этап семинара. Игра с кубиками

Итак, я предлагаю вам поиграть в кубики, но это не простые кубики: мы сегодня постараемся сложить свою «картинку занятия».

Каждая группа получает кубик, на котором наклеена карточка с названием определенного этапа занятия.

Задание группам:

Выберите и наклейте на кубик из предложенных элементов те, которые присущие вашему этапу занятия, по возможности приведите примеры активизации деятельности на занятии.

В заключение хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно- образовательной работы, основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации занятия требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации занятия, которое подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Можно долго спорить и говорить о том, каким должно быть современное занятие. Ясно одно, что никакому ребёнку, даже взрослому, владеющему компьютером, невозможно дать полноценное образование без педагога. Коллеги, положено начало большим изменениям. Но самая тяжёлая проблема большинства из нас в том, что мы желаем жить и работать по-новому, говорим об этом, даже предпринимаем начальные усилия, но так, чтобы ничего не менять в себе по существу. А для истинного, не мнимого, не фиктивного развития, которое порождало бы новые результаты образования, нужно менять самого себя.

Эту мысль очень чётко выразил в своих стихах российский поэт В. Корнилов, которыми мне хотелось бы завершить наш семинар. Стихотворение "Перемены", написанное в 1999 году, когда поэту шел уже восьмой десяток, безжалостно отражает то время. Актуально это стихотворение и сейчас.

Считали: всё дело в строе,

И переменили строй,

И стали беднее втрое,

И злее само собой.

Считали: всё дело в цели

И хоть изменили цель,

Она как была доселе,

За тридевять земель.

Считали: всё дело в средствах,

Когда же дошли до средств,

Прибавилось повсеместно

Мошенничества и зверств.

Меняли шило на мыло

И собственность на права,

А необходимо было

Себя поменять сперва.

– Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Я хочу сказать только одно: перемены – это всегда к лучшему.

Время «готовых» занятий постепенно отходит.

Я желаю каждому из вас, уважаемые коллеги, успеха в многотрудной работе по самоизменению, в подготовке своего самого-самого современного занятия!

Публикации по теме:

«Дикие животные». Открытая нетрадиционная НОД с использованием ТСО и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС (средняя группа)«Дикие животные». Открытая нетрадиционная НОД с использованием ТСО и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС (средняя группа) НОД в средней группе Познание. (Формирование целостной картины мира). Художественное творчество (рисование). Интеграция ОО: «Познавательное.

«Музыкальный паровоз». Музыкально-дидактические игры в соответствии с требованиями ФГОС«Музыкальный паровоз». Музыкально-дидактические игры в соответствии с требованиями ФГОС «Музыкальный паровоз» авторские музыкально-дидактические игры (в соответствии с ФГОС)Дети дошколята любят играть, поэтому в ФГОС отмечено,.

Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого.

Яркий красочный кабинет педагога-психолога ДОУ, оснащенный и оформленный в соответствии с требованиями ФГОСЯркий красочный кабинет педагога-психолога ДОУ, оснащенный и оформленный в соответствии с требованиями ФГОС В моём понимании, кабинет педагога-психолога - место, где должно быть не только комфортно, но и интересно как взрослым, так и детям. К тому.

Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС (с использованием ИКТ) «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа)Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС (с использованием ИКТ) «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа) Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель: Формировать.

Конспект открытого занятия «Ремесленная лавка» в соответствии с ФГОС (подготовительная группа)Конспект открытого занятия «Ремесленная лавка» в соответствии с ФГОС (подготовительная группа) Цель: развивать творческие способности дошкольников через декоративно-прикладное искусство Задачи: • Создать психологически комфортную.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима - волшебница». Цель: Формирование навыков связной.

Конспект занятия в старшей группе в соответствии ФГОС ДО Тема: «Самолет». Конструирование (оригами). Конспект занятия в старшей группе в соответствии ФГОС ДО Тема: «Самолет». Конструирование (оригами). Подготовила: воспитатель Уварова И. С. ,.

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОСПостроение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 15:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Степанова (УИ 1030066) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД