Наталья Каржова
Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Вулканы» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт непосредственно образовательной деятельности
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель старшей группы Каржова Н.В.
Тема: «Вулканы»
Возрастная группа: старшая, дети 6-го года жизни.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа «Успех», автор Н. О. Березина и др. Изд. «Просвещение», 2011
Средства:
Публикация «Конструкт непосредственно образовательной деятельности „Вулканы“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, научно - познавательный фильм кусочки пемзы, обычные камни, миска с водой, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, макет вулкана, чайная ложка; пипетки, энциклопедия, ноутбук, карандаши простые, дневники для исследования,карточки с символическим изображением методов исследования:
Словарная работа: лава, вулкан, пепел, кратер, жерло, магма, извержение;
Предварительная работа: изготовление макета вулкана. Изучение познавательной литературы, чтение энциклопедий. Проведение опытов с песком, глиной, водой, камнями.
Технологическая карта
Задачи Обучающие:
- познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
-формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
-формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом) ;
Развивающие
- стимулировать желание детей экспериментировать;
-в процессе экспериментирования развивать: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
-активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, магма, извержение.
Воспитательные
- поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Игровая мотивация
- Ребята, к нам на занятие пришли гости! Давайте их поприветствуем. Здравствуйте!
- У меня для вас, есть одна иллюстрация я хочу вам её показать.
- Что на ней изображено? (вулкан)
- Что такое вулкан? Кто знает?
Введение в игровую ситуацию «Я исследователь»
-Что бы лучше узнать вулкан, мы с вами станем исследователями. Скажите, кто такие исследователи? это люди занимающиеся изучением каково то объекта или явления.
Приступаем к исследованию вулканов
Поиск и предложения возможных вариантов исследования (проектная деятельность) .
- Что бы вы хотели узнать о вулканах?
- Я буду фиксировать ваши пожелания и на их основе мы составим план исследования.
Итак, план нашего исследования:
Что нам надо узнать:
•Откуда появилось название вулкан?
•Как устроено строение вулкана? (познавательный фильм)
• Вулканические камни? (опыт)
•Чем опасно извержение вулкана для людей и животных? (опыт)
-Таким образом, у нас получился план нашего исследования. Собирая материал и полученные сведения, мы схематично будем зарисовывать их в свои дневники исследования, каждый пункт плана в свой домик, чтобы потом, посмотрев на свои записи, вы могли рассказать друзьям, родителям о вулканах.
-Итак, Начнем нашу исследовательскую работу, первый пункт плана:
•Откуда появилось название вулкан?
-Ребята как называют человека, который, стоит у наковальни, бьёт тяжелым молотом по железу.
-Жил на свете, Бог по имени Вулкан, очень нравилось ему кузнечное дело. Он тоже любил стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу и раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высокой горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
-Как вы поняли из легенды, что означает вулкан?
зарисуйте в дневник исследований.
- На первый пункт плана мы нашли ответ, переходим ко второму строение вулкана? Внимание на экран, (презентация озвученная).
Давайте зафиксируем в дневник получение знания, в этого нам понадобится приводящая схема.
Третий пункт плана «вулканические камни». Приступаем к изучению.
-При извержении вулкана на поверхность выбрасываются пары, газы, пепел, пыль, иногда вылетают огромные каменные глыбы, и, конечно же, вытекает лава. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – называют пемзой.
- Рассмотрим пемзу, какая она?
-Давайте сравним её с обычным камнем, в чем их различия.
В пемзе много дырочек.
- А у камней есть дырочки?
- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть?
В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
- Как же это можно проверить? (ответы)
Для этого предлагаю пройти в лабораторию.
- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)
- Какое открытие мы с вами сделали?
Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.
Зафиксируйте в дневнике получение знания.
-Ребята а вы хотели бы посмотреть на извержение вулкана? Давайте пройдем в лабораторию.
-Для проведения этого опыта нам потребовалось: макет вулкана, пищевая сода, немного моющей жидкости, красная краска, столовый уксус.
Вначале помещаем в «жерло» вулкана соду, немного красной краски и моющего средства. К следующей жидкости прошу отнестись очень внимательно, она обозначена особым знаком. Объяснить, что он означает? (дети знакомятся с этим знаком). Это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус в «жерло».
-Вот так в природе всё и происходит. Интересно? Посмотрите что происходит?
Зарисуйте себе в дневник.
Выполнение детьми работы.
-Посмотрите на свои зарисовки, и на наш вулкан, расскажите, что мы узнали о вулкане, интересного, что сможем рассказать другим по результатам проведённого исследования.
Нарисуете в свой дневник смайлик, если он улыбается, то вам понравилось, и вы считаете, что всё у вас получилось, если он «грустит», то вы не совсем справились.
- На сегодня наша исследовательская – лаборатория заканчивает свою работу.
Вечерам я вам предлагаю сходить в среднюю группу и при помощи макета рассказать ребятам о вулканах.