МААМ-картинки

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка»

Елена Зырянова
Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конструкт

организации совместной образовательной деятельности

по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Зыряновой Елены Ивановны

(специальность «Дошкольное образование», группа 530)

Дата: 20.04.2016 год.

Группа: подготовительная.

Образовательная область: Речевое развитие.

Образовательная ситуация: Речевое развитие.

Тема: Составление творческих рассказов по картине "Удачная рыбалка".

Публикация «Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ „Удачная рыбалка“» размещена в разделах

Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Учебно-методический комплект :

Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : мозаика-синтез, 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Репродукция картины " Удачная рыбалка ".

Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине : Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. -4-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2014.-40с. : ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ).

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Цель: учить детей составлять рассказ по картине

Планируемый результат:

Дети проявляют умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Проявляют речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ и рассказа по теме, предложенной воспитателем.

Дети правильно объясняют взаимосвязи объектов на картине.

Отвечают полными предложениями.

Проявляют субъектную позицию в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

Дети активизируют словарь.

У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Задачи совместной деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.

Развивающие задачи:

Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Развивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов : на тему, предложенную воспитателем, с использованием приемов ТРИЗ.

Обучающие задачи :

Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине.

Обогащать активный словарь детей.

Учить отвечать полными предложениями.

Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Петя: учить отвечать полным предложением.

Аня: побуждать вступать в диалог, развивать силу голоса.

Илья: побуждать вступать в диалог.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Принципы развития речи:

Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Принцип обеспечения активной речевой практики.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

Воспитание через взаимодействие.

Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения :

Принцип доступности.

Принцип наглядности.

Принцип осознанности и активности.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип индивидуального подхода.

Средства воспитания и обучения : Наглядные (картина «Удачная рыбалка», картинки - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов).

Ход ОД:

1. Этап ознакомления с методом

2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода

2.1 Этап «Определение состава картины»

2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

2.3 Этап «Преобразование объектов во времени».

2.4. Физ. минутка

3. Этап продуктивной деятельности.

4. Этап рефлексии.

5. Этап оценки уровня творческих работ.

6. Открытость.

Последовательность деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

1. Этап ознакомления с методом.

Задача: организовать детей на предстоящую деятельность

Беседа, вопросы, эмоциональное стимулирование. Воспитатель мотивирует детей к деятельности.

- Ребята, к нам в группу пришла посылка. Хотите посмотреть, что в ней? Я очень хочу.

- Ребята, посмотрите, нам прислали картину. Вам интересно, что это за картина, и что на ней изображено? (да). Осознание детьми мотива деятельности. Включение детей в деятельность по освоению метода. Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.

2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода.

Задача: побуждать детей на совместную деятельность. Беседа

Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

- Ребята, а вы бы хотели поиграть с картиной?

Тогда давайте начнем

Воспитатель выносит картину.

Включение детей в игры и творческие задания. Включение детей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

Дети проявляют интерес к совместной деятельности.

2.1 Этап

«Определение состава картины».

Задача: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Учить отвечать полными предложениями.

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины.

Учить детей запоминать схему и озвучивать правил Беседа

Упражнение

- Ребята, посмотрите на картину. Хотели бы вы, поиграть в игру, которая называется «Подзорная труба»? (да). По очереди вы будете наводить подзорную трубу на какой либо объект и описывать его в подробностях. Нужно назвать все объекты на картине, в конце посмотрим, кто назвал больше всех объектов, кто самый внимательный.

Показываю пример. У воспитателя приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.

- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.

- Миша, какой объект ты увидел. Хочешь его описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу….).

В итоге перечисляются все названые объекты. Воспитатель хвалит детей, выделяя самых внимательных.

Воспитатель вывешивает схему данного этапа.

Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило. Дети правильно перечисляют объекты на картине. Отвечают полными предложениями.

Дети запоминают схему этапа и называют правила.

Дети активизируют словарь.

2.2 Этап

«Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Задача: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Учить детей запоминать схему и озвучивать правила.

Беседа

- Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Сыщики», раскроем тайны картины. На картине все объекты связаны, давайте найдем эти связи.

- Папа и стул (они между собой связаны, потому что папа сидит на стуле).

- Мальчик и кепка (они взаимосвязаны, потому что кепка одета на голову мальчика).

- Удочка и мальчик (они взаимосвязаны, так как мальчик ловит удочкой рыбу, и т. д.

Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.

- Ребята, кем мы были? (мы были сыщиками).

- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).

Воспитатель вывешивает схему данного этапа.

Дети играют в игру "Сыщики" - объясняют взаимосвязи объектов изображенных на картине.

Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.

Дети правильно объясняют взаимосвязи объектов изображенных на картине. Проявляют субъектную позицию в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

Дети запоминают схему этапа и называют правила.

2.3 Этап

«Преобразование объектов во времени».

Задача: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Учить детей запоминать схему и озвучивать правила.

2.4. Физ. минутка.

Задача: развивать общую моторику и речь детей.

Беседа

Упражнения - Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Машина времени», (выбираем конкретный объект картины и описываем его настоящее, далее предлагаем подумать, что с ним будет в будущем).

- Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом. Я выбираю папу и представляю, что рано утром он был ещё дома и собирался на рыбалку, а вечером он сварит вкусную уху.

- В рассказе следует использовать словесные обороты: было-будет, утро-вечер, раньше-позже, до тог-после того).

- Ребята, представьте, пришел волшебник времени и переместил мальчика в прошлое. Петя, расскажи нам про мальчика (я выбираю мальчика и представляю)

Дети по очереди составляют рассказы.

- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.

- Как вы думаете, как можно назвать эту картину? Вера, как ты думаешь? (Я бы назвала эту картину.)

Воспитатель вывешивает схему данного этапа.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1.2.3.4. – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно -

Вместе – раз – это брасс.

Качаясь на волне – плывём на спине.

Вышли на берег крутой и отправились домой! Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение, составляют рассказ.

Дети отдыхают, выполняют упражнения. Дети составляют рассказы об объектах на картине, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Дети запоминают схему этапа и называют правила.

У детей развито речевое творчество в соответствии с

индивидуальными способностями и возможностями детей.

У детей развита общая моторика и речь.

3. Этап продуктивной деятельности.

Задача: организовать продуктивную деятельность.

Развивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов : на тему, предложенную воспитателем, с использованием приемов ТРИЗ.

Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.

Практическая работа Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.

- Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как папа с сыном ловили рыбу.

- Кто хотел бы составить рассказ о том, как он ходил на рыбалку?

Воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов и т. п. Дети составляют рассказ о том, как они вместе с папами ходили на рыбалку. Дети проявляют активность в продуктивной деятельности - составление рассказа.

Проявляют речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ и рассказа по теме, предложенной воспитателем.

Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

4. Этап рефлексии.

Задача: учить детей анализировать свою деятельность.

Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Беседа, вопросы Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.

- Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с картиной).

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

- В какие игры мы играли? (Машина времени, сыщики, подзорная труба).

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Что было труднее всего?

- Вам было интересно играть с картиной?

- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценивают собственную деятельность, осознают метод и возможности его использования.

Дети проявляют умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

5. Этап оценки уровня творческих работ.

Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий Оценивание работ, вопросы, беседа Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.

-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?

- Кому чей рассказ понравился больше всего?

- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Какие красивые рассказы у вас получились. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.

6. Открытость.

Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. Вопросы - Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Что мы можем сделать с этими рассказами? Я хочу предложить вам составить альбом. Его можно назвать "Как я ходил на рыбалку". Дома вы можете сделать фотографии или нарисовать, как выходили на рыбалку, и ваши рисунки и фотографии можно поместить в наш альбом. Дети высказывают свое мнение. Дети принимают предложение, заинтересовываются предстоящей деятельностью.

Публикации по теме:

Составление описательных и творческих рассказов по картине «Зимний день» с детьми старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» Конспект образовательной деятельности в старшей.

Конспект интегрированного занятия по составлению творческих рассказов для детей 5–6 лет Конспект интегрированного занятия по составлению творческих рассказов на тему: «День рождения белочки» для детей старшей группы Программное.

Конспект НОД по составлению описательных рассказов в средней группе «Путешествие в лес» Цель: Составление описательных рассказов. Образовательные задачи: - закрепить знания детей о диких животных. - познакомить детей с тем,.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Федорино горе» Конспект открытого занятия по составлению рассказа по сюжетной картине "Федорино горе" в старшей логопедической группе. Цель: обучение детей.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» №1 (слайд)Какова же основная.

Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Мастер – класс на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Цель мастер-класса: практическое освоение.

Система работы по подготовке дошкольников к занятию по составлению рассказов. Консультация для педагогов Как подготовить детей к занятию по составлению рассказов по картине? Для того, чтобы у детей формировалась связная речь, необходимы практические.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Зимние забавы» Прог. сод: Учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка»
Опубликовано: 3 сентября 2016 в 10:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зырянова (УИ 105674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД