Екатерина Черняева
Конструкт организованной образовательной деятельности «История ложки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технология: путешествие по «реке времени»
Тема (проект событие) : «История ложки»
Возрастная группа : старшая группа
Форма НОД: Познавательно - исследовательская деятельность
Форма организации : подгрупповая
] Цель: расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Публикация «Конструкт организованной образовательной деятельности „История ложки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные
• Воспитывать интерес к истории своего народа;
• Способствовать проявлению положительных эмоций
• Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
• Развивать навыки общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, уметь договариваться.
Развивающие
• Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.
• Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
• Развивать активную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, сувенир, береста.
• Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности
Образовательные
• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира на основе знакомства детей с историей появления и развития ложки, ее разновидностях, качествах и свойствах;
• Расширить ранее сформированные временные представления.
• Подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
I. Обсуждение реального события
Педагог заносит варенье без ложки. Предлагает угоститься.
Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации)
Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки?
(Обсуждение с детьми культуры приёма пищи)
Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.
Не лопата, не совок
Что захватит, то в роток
Кашу, суп или окрошку
Вы узнали? Это (ложка).
Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми.
Психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта.
Приветствуют педагога,
проявляют заинтересованность. Слушают загадку. Предполагаемые ответы детей Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.
II. Постановка цели исследования
Ребята, а какие бывают ложки? А вам интересно узнать, больше о истории возникновения ложки?
Вы знаете, что история ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Педагог создает проблемную ситуацию. Озвучивают знание вый опыт
включаются в беседу, отвечают на вопросы педагога. Проявление интереса к предстоящей деятельности
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала Тогда приглашаю вас совершить волшебное путешествие во времени.
Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы.
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем.
Воспитатель:
- Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?
Посмотрите, на изображение. Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре.
- Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой?
–Почему вы так считаете?
Да, она была очень неровная и не прочная, во время еды она обжигала рот.
-Что это? Ракушки. Когда не было ложек, использовали ракушки.
-Как вы считаете удобно ли есть с ракушки?
-Представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему?
Края острые, неровные.
-Чего не хватает? Время шло Люди начали придумывать другие ложки.
–Как вы думаете из чего были сделаны еще ложки? Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев, из камня.
Шло время люди строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы изготовления ложки
Воспитатель: ребята давайте возьмемся за часы и переместимся в старину, произносим:
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем.
- Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие.
-Как вы думаете какими ложками пользовались короли?- Короли пользовались ложками из серебра и золота.
- Кто из вас знает кто изготавливал ложки?
- Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарят как подарок - сувенир.
-А как ещё использовали ложки на Руси? Из ложек можно сделать театр, так же
в России ложку используют как музыкальный инструмент.
-А вы хотели бы попробовать сыграть на ложках как артисты-ложкари. Возьмите в руки ложки и попробуем сыграть.
Ребята нам пора перемещаться в наше время
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
И домой мы попадем.
-А какими ложками мы пользуемся в наше время?
- Из какого материала сделаны наши ложки?
- Удобно ли пользоваться ими?
-Ребята, посмотрите, сколько разных ложек мы посмотрели. История ложек очень интересна и в пермском крае находится Музей ложек.
Ребята, а сейчас я вам предлагаю пройти к нашему мини музею и рассмотреть, коллекцию ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите.
-Чем они отличаются? (дети называют характеристики).
Использует наглядные и информационные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Предлагает детям удобно расположиться в кругу, взять музыкальный инструмент (деревянные ложки, попробовать сыграть в такт музыки. Проявляют интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты
Проявляют активный интерес
элементарное осмысление сложного понятия время
расширены ранее сформированные временные представления на основе упорядочивания информации
Проявление интереса к истории ложки
Обогащение словаря по теме «история ложки» - ложкари, ложечники
IV. Работа в подгруппах : сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Приглашаю вас познакомиться с необычной «рекой времени»
Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время.
-Кто может сказать, что такое река времени? Из чего состоит эта река?
Река времени начинается в далёком, далёком прошлом – это древность.
Когда это было?
Древность – это когда жили прапрадедушки и прапрабабушки.
протекает через
старину, где жили наши прабабушки и прадедушки продолжается в
настоящем времени, где живём мы с вами.
Сколько картинок я для вас приготовила, но они все перепутались. Помогите мне их, пожалуйста, распределить.
Картинок много, но все они могут разместиться на «реке времени» по временным меткам
- Почему вы располагаете ракушку и глиняную ложку в древность?
- Почему вы расположили деревянную ложку в старину?
Почему вы расположили пластиковую ложку в настоящее время?
Демонстрирует панно «река времени», привлекает внимание детей к интуитивно понятным меткам: древность старина современность
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;
постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт из одной деятельности в другую деятельность;
наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения картинок с изображением ложек на «реке времени»;
практикуются в осуществлении выбора.
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени». Сформированность у детей личной заинтересованности, желания научиться разбираться во времени, фиксировать через создание панно река времени.
Умение делать логические выводы;
Умение следовать правилам
V. Сборка общей таблицы сопоставление результатов исследования Дети собирают таблицу
• Древность
• Старина
• Настоящее время
Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны, где расположены картинки?
- Вы сейчас рассматривали и располагали на «реке времени» картинки и фото разных ложек.
- Почему в древности мало картинок?
- Почему люди в древности не могли пользоваться алюминиевыми ложками?
-Из чего сделаны ложки в старине?
- Кто их делал?
-Действительно, ребята, их делали мастера
Приглашаю в мастерскую, где вы сможете нарисовать
ложки настоящего и будущего времени.
-Кто расскажет про свой рисунок?
- Как называется ваша ложка и как ей пользоваться?
- Где мы можем использовать ваши рисунки?
- Ребята, на каком временном отрезке нашей «реки времени» вы разместите свои рисунки?
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Просит обосновать свой выбор
Вовлекает детей в изобразительную деятельность. согласовывает с детьми действия, их последователь
ность.
включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражают собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности; Дети рисуют любой понравившуюся модель ложки, осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы. планируют самостоятельную (совместную) деятельность.
Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности;
Умение подбирать необходимые материалы для работы
VI. Самоанализ
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии в прошлое?
- Вы довольны своей работой?
-Что мы узнали?
- Чему научились?
-Кто узнал что-то новое для себя?
- Что было самым простым, что вызвало трудности?
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени». Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства. к проделанной работе.
Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта Умение оценивать результат своей деятельности.
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
сформировано желание повышать свою компетентность, овладевая новым содержанием
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности - Что бы вы ещё хотели узнать?
-С каким предметом вы бы еще хотели отправиться в путешествие по реке времени»?
- Что вам хочется сделать с рисунками.
- Что нам сделать с панно? Настрой на новую предстоящую деятельность.
Выражают собственные суждения Инициация на познавательную активность.