Лучший педагог года

Конструкт занятия по патриотическому воспитанию «Наше прошлое и настоящее»

Анна Минасян
Конструкт занятия по патриотическому воспитанию «Наше прошлое и настоящее»

Наше прошлое и настоящее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Яблонька»

Технологическая карта (конструкт)

интегрированной НОД

«Наше прошлое и настоящее»

Составитель:

воспитатель Минасян Анна Викторовна

г. Алапаевск 2016

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД

«Наше прошлое и настоящее»

Тема: «Наше прошлое и настоящее».

Возрастная группа: средняя группа.

Публикация «Конструкт занятия по патриотическому воспитанию „Наше прошлое и настоящее“» размещена в разделах

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: подгрупповая.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Учебно-методический комплект:

1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В. Н. Косарева. – Волгоград:

Учитель, 2013

2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий [Текст] / Н. В. Алешина. – М. : ТЦ «Сфера», 1999. – 112 с.

3. Скорлупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий [Текст] / О. А. Скорлупова. – М. : Скрипторий-2003, 2008. – 128 с.

Средства:

Наглядные: иллюстрации герб г. Алапаевска, планета Земля, Российский флаг; образцы элементов дымковской, хохломской, гжель росписи;

Мультимедийные: презентация к стихотворению «Мы живем в России»; презентация достопримечательности г. Алапаевска.

Литературные: стихотворение «Что такое Родина» И. Черницкая; «Мы живем в России».

Оборудование: проектор, экран, ноутбук; декорация: русская печь, стол, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для физминутки, матрешка, кукла.

Цель: создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с особенностями русского старинного быта, вызвать у них интерес к народному искусству; воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, малой родине, родному городу.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

• знакомить детей с историей русского старинного быта;

• приобщать детей к истокам русской культуры;

• закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, расширить кругозор детей;

2. Развивающие задачи:

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;

обогащать словарь детей: Дымка, дымковская игрушка, дымковская, хохломская, гжель роспись;

• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;

• развивать любознательность, внимание и память.

3. Воспитательные задачи :

воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать чувство гордости, любви к Родине, родному городу;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Планируемый результат:

Любознательный, активный активность в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый проявление эмоционального отношения к литературным произведениям.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;

Ход деятельности:

Этап совместной деятельности Организация совместной деятельности Деятельность педагога (методы, приемы) Действия, деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат

I. Мотивация к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите на изображение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?

- Да, наша Родина - Россия!

Воспитатель : показывает слайды к стихотворению.

Мы живем в России:

У нас леса густые,

У нас березы белые

И космонавты смелые,

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые,

И Москвы - столицы нашей,

В целом мире нет краше!

Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Воспитатель : - А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит?

- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.

- Наш народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Ребята, а в какой сказке печка сбежала и Емелю по лесу катала?

- Какие слова Емеля говорил, чтобы все желания у него исполнялись.

-Ребята, а вы хотите посмотреть и узнать, как жили в старину на Руси?

-Тогда давайте скажем волшебные слова, какие Емеля говорил, чтобы наше желание исполнилось «По щучьему веленью, по моему хотенью чтобы мы с ребятами оказались в русской избе»

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Предлагает и корректирует выбор детей.

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность. Приветствуют друг друга.

Сосредотачивают внимание, на теме беседы.

Слушают,

выражают собственные мысли.

Дети настроены на общение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель:

Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

Вы пришли в горницу самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?

Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной в доме. А почему?

Мартюшка: Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?

Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.

Марьюшка: А что стоит на столе?

Марьюшка: Какая посуда?

Марьюшка: Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали? Марьюшка: Ребятушки, ой беда, перепутала я всю посуду и игрушки. Худо мне будет от матушки. Помогите мне, разобрать ее по росписи.

Игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка)

Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

Открывает сундук, и оттуда достаёт рубашку косоворотку, русский народный костюм, кокошник.

Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?

Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду.

Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лоскутки, я из них делала себе куколок, меня моя матушка научила. А вот и моя кукла Дарьюшка, самая любимая, я её сама сшила.

Марьюшка: (достает матрёшку) Ребятушки, а вы знаете, что это за игрушка расписная.

Марьюшка : Давайте поиграем в игру с матрёшкой, покажите мне свои пальчики.

Пальчиковая игра

«Матрешки»

Мы – красавицы матрешки, (Разжимают кулачки)

Разноцветные одежки. (Шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша, (Начиная с большого, загибаем поочередно пальцы)

Мила – три, четыре – Маша, (на правой руке)

Маргарита – это пять,

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза).

Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?

Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. (раздает ленточки)

Физминутка: «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные, (повороты вправо, влево)

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Мы игрушки знатные (выставляют ножки)

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (кланяются)

Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу.

Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с Марьюшкой.

Поддерживает детскую инициативу. Выявляет «знания-незнания»

Стимулирует общение, любознательность детей.

Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания. Решают проблемную ситуацию. Проходят, рассматривая избушку.

Дают предположительные ответы, отвечают на вопросы.

Слушают, узнают о русском старинном быте. Сортируют по цвету, росписи. Умение делать вывод и его аргументировать,

взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы.

Проявляют интерес к русскому быту.

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель:

Совместное определение конкретных действий В гостях хорошо, а дома лучше. Пора и нам домой, давайте скажем наши волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, вернуться нам с ребятами домой.

- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живём? (Алапаевск).

- Да, ребята это наша «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, Это маленький кусочек нашей огромной страны.

- Какие достопримечательности вы знаете в нашем городе. (ответы детей)

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Комментирует высказывания. Слушают; выражают собственные мысли, сосредотачивают внимание. Отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта.

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель:

Формирование представлений о …

Развитие умений… - Давайте посмотрим на достопримечательности города?

Просмотр слайдов с видами города.

- Ребята у меня на столе лежат пазлы, давайте соберем их и посмотрим, что у нас получится.

Игра ( пазлы: герб г. Алапаевска; планета земля; флаг России)

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания;

рассказывает, обсуждает с детьми.

Располагают предметы в определенном порядке;

осваивают последовательность.

Смотрят, слушают. Проявляют самостоятельность. Взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы. Проявляют интерес.

V. Рефлексия, анализ.

Цель:

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. - Вот и закончилось путешествие в наше прошлое и настоящее. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили.

-Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.

Дети читают стихи:

1. Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём.

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

2. Что мы Родиной зовём? Пол с тонким колоском.

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

3. Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём.

И под небом синим, синим флаг Российский под кремлём!

4. Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия, нет другой на свете Родины такой!

5. В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,

колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили. Приглашает к чтению стихов.

Делятся впечатлениями Выражают собственные суждения,

рассказывают на память стихотворение. Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Конспект занятия

по патриотическому воспитанию

тема: «Наше прошлое и настоящее»

Образовательная область: познание

Цель:

Дать детям представление об особенностях русского старинного быта, вызвать у них интерес к народному искусству; воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, малой родине, родному городу.

Задачи:

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

• Уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, расширить кругозор детей.

• Развивать любознательность, внимание и память.

Воспитывать чувство гордости, любви к Родине, родному городу.

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение о русском народе;

2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;

3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;

6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

7) Просмотр презентации: Мой город Алапаевск; Легенды Алапаевска.

8)Беседы о достопримечательностях города и символах.

Оборудование:

Мультимедийная презентация «Достопримечательности города», разрезанные на части картинки герб г. Алапаевска, планета Земля, флаг России. Декорация: русская печь, стол, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для физминутки, картинки для игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка).

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите на изображение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы детей)

- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Да, наша Родина - Россия!

Воспитатель : показывает слайды к стихотворению.

Мы живем в России:

У нас леса густые,

У нас березы белые

И космонавты смелые,

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые,

И Москвы - столицы нашей,

В целом мире нет краше!

Воспитатель : Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Родной край – сердцу рай.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родину-мать учись защищать.

Жить – Родине служить

Воспитатель : - А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)

- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.

- Наш народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Ребята, а в какой сказке печка сбежала и Емелю по лесу катала? (ответ детей)

- Какие слова Емеля говорил, чтобы все желания у него исполнялись (ответ).

-Ребята, а вы хотите посмотреть и узнать, как жили в старину на Руси?

-Тогда давайте скажем волшебные слова, какие Емеля говорил, чтобы наше желание исполнилось «По щучьему веленью, по моему хотенью чтобы мы с ребятами оказались в русской избе»

-Ребята, вот мы с вами и оказались в гостях у Хозяюшки горницы, здесь мы познакомимся с предметами старины. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.

-Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

(дети проходят, рассматривая избушку).

Вы пришли в горницу самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?

Дети: (печка, стол, лавки, сундук).

Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Дети: печка.

Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной в доме. А почему? (ответы детей)

Мартюшка: Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?

Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.

Марьюшка: А что стоит на столе?

Дети: посуда.

Марьюшка: Какая посуда?

Дети: (ответы детей).

Марьюшка: Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали? (ответ детей).

Марьюшка: Ребятушки, ой беда, перепутала я всю посуду и игрушки. Худо мне будет от матушки. Помогите мне, разобрать ее по росписи.

Игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка)

Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

Открывает сундук, и оттуда достаёт рубашку косоворотку, русский народный костюм, кокошник.

Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?

Дети: (ответ детей).

Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду.

Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лоскутки, я из них делала себе куколок, меня моя матушка научила. А вот и моя кукла Дарьюшка, самая любимая, я её сама сшила.

Марьюшка: (достает матрёшку) Ребятушки, а вы знаете, что это за игрушка расписная.

Дети: Матрёшка.

Марьюшка : Давайте поиграем в игру с матрёшкой, покажите мне свои пальчики.

Пальчиковая игра

«Матрешки»

Мы – красавицы матрешки, (Разжимают кулачки)

Разноцветные одежки. (Шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша, (Начиная с большого, загибаем поочередно пальцы)

Мила – три, четыре – Маша, (на правой руке)

Маргарита – это пять,

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза).

Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?

Дети: (разноцветные).

Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. (раздает ленточки)

Физминутка: «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные, (повороты вправо, влево)

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Мы игрушки знатные (выставляют ножки)

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (кланяются)

Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу.

Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с Марьюшкой.

-В гостях хорошо, а дома лучше. Пора и нам домой, давайте скажем наши волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, вернуться нам с ребятами домой.

- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живём? (Алапаевск).

- Да, ребята это наша «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, Это маленький кусочек нашей огромной страны.

- Какие достопримечательности вы знаете в нашем городе. (ответы детей)

- Давайте посмотрим на них?

Просмотр слайдов с видами города.

- Ребята у меня на столе лежат пазлы, давайте соберем их и посмотрим, что у нас получится.

Игра ( пазлы: герб г. Алапаевска; планета земля; флаг России)

- Вот и закончилось путешествие в наше прошлое и настоящее. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили.

-Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.

Дети читают стихи:

1. Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём.

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

2. Что мы Родиной зовём? Пол с тонким колоском.

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

3. Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём.

И под небом синим, синим флаг Российский под кремлём!

4. Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия, нет другой на свете Родины такой!

5. В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,

колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

Публикации по теме:

Православие-образование-воспитание: прошлое и настоящееПравославие-образование-воспитание: прошлое и настоящее 24 октября у нас прошли Кирилло-Мефодиевские чтения на тему "1917-2017: уроки столетия". Данная тема чтений требует глубокого и вдумчивого.

Конспект НОД «Прошлое и настоящее нашей Родины»Конспект НОД «Прошлое и настоящее нашей Родины» Цель: формирование импрессивной речи через знакомство с прошлым и настоящим нашей Родины. Задачи: • Формировать представление детей о прошлом.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Наши Защитники». Задачи: Познакомить детей с «военными» профессиями (солдат,танкист,летчик,моряк,пограничник);с военной техникой (танк, самолет,военный.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей «Путешествие по России» Программное содержание: 1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут (территория,.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе.Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Наша Родина-Россия.» Возраст: 4-5 лет, дошкольный. Интеграция образовательных областей: познавательной, речевой, физической, художественно.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию во второй младшей группе Конспект занятия по патриотическому воспитанию во второй младшей группе Веселкина Елена Конспект занятия по патриотическому воспитанию.

Образовательный проект «Посёлок Оленино: прошлое и настоящее» (подготовительная группа) 1. Тип проекта: 1.1. По доминирующему методу: информационный. 1.2. По характеру содержания: ребёнок – общество и его культурные ценности.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие в прошлое» Открытое занятие по патриотическому воспитанию по теме: «Путешествие в прошлое». Материал:слайды, иллюстрации о героях, защищавших нашу.

Проект «Мини музей: «Поздравительная открытка: Прошлое. Настоящее. Своими руками» Познавательно-исследовательский, творческий проект «Мини-музей «Поздравительная открытка: Прошлое. Настоящее. Своими руками» Цель: вызвать.

Разработка занятия по патриотическому воспитанию. Подготовительная группа Тема: Моя семья Задачи: - учить детей запоминать и знать имена всех членов своей семьи, свое имя, отчество, а также близких родственников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт занятия по патриотическому воспитанию «Наше прошлое и настоящее»
Опубликовано: 3 февраля 2017 в 12:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД