Получи документы

Консультация для родителей «Малыш в период адаптации»

Татьяна
Консультация для родителей «Малыш в период адаптации»

«Малыш в период адаптации».

Исполнитель: воспитатель

Горшкова Татьяна Михайловна.

г. Вязники 2019г

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Публикация «Консультация для родителей „Малыш в период адаптации“» размещена в разделах

Многое зависит от возраста ребенка. Малыш первого полугодия еще не в состоянии отличать своих взрослых в семье от чужих. Он с благодарностью принимает помощь любого взрослого, который вовремя кормит и укладывает его спать, обнимает, пост, носит на руках. Поэтому, казалась бы, дети в возрасте до 7-8 месяцев, поступая в ясельную группу, не должны испытывать напряжения адаптационного периода, если часы кормления и сна не нарушаются. Однако даже таким малышам нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже к тембру голоса воспитателя. С целью выработки единых подходов к ребенку в беседах с родителями воспитатели уточняют, чем его кормят дома, каковы характер и длительность дневного сна, в каких условиях он протекает. Одновременно узнают особенности методов и приемов воздействия на ребенка в часы бодрствования, при кормлении и укладывании.

Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5-4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основе личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизведанные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт.

Ничего этого еще нет у крохи с девятимесячного возраста и до 3-3,5 лет. Адаптационный период дети этого возраста переносят крайне тяжело. По статистике, сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполнится 1, 5-2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого, может как-то рассказать о своих проблемах, не столь существенно зависит от помощи взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним какие-то манипуляции.

Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций. Узнав от воспитателей, как вел себя малыш в группе, родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа — немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всего стула, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малы-шей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения, самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тетушки и дядюшки, живущий среди шумной ватаги братьев и сестер, умеющий бес проблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку.

Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта, самостоятельно обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно упорно стучать кулаком и даже ногой, ожидая, когда впустят и окажут радушный прием. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.

Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.

В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. Это характер, но для семей, живущих в загородных коттеджах. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.

Для наглядности ступени иерархической лестницы можно представить в виде перевернутой пирамиды.

Ребенок + дети

Ребенок + ближайшее окружение

Ребенок + взрослые

Ребенок + мать

I ступень - ребенок и его мама. Их тесная взаимосвязь - основа успешного развития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы в первую очередь не имеем права отрывать ребенка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностной структуры.

II ступень — расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми. Вначале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения с взрослыми постепенно расширяется за счет взрослых из ближайшего окружения (соседка, приезжающая с визитом тетушка и др.). Со временем в круг знакомых начинают вписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка. Особо следует отметить, как ребенок начинает воспринимать того или иного взрослого, механизм этого процесса. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама, встретив на прогулке свою знакомую, — малыш тут же, как ее отражение, улыбается тете и даже может вступить с нею в контакт.

Насторожена мама - он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Такая оценка взрослого ребенком происходит почти мгновенно и стойко удерживается довольно долгое время. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение к которому со стороны мамы поможет ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.

Теперь с помощью мамы и воспитателя ребенок сам переходит на III ступень: начинает проявлять интерес к объектам и предметам ближайшего окружения. Он и раньше мельком замечал и яркие детали интерьера, и богатый набор игрового материала, но все свои силы сосредотачивал на первоочередном для себя знакомстве с взрослым. Обеспечив надежный тыл в лице всех взрослых, малыш с их помощью переходит к детальному знакомству с объектами, предметами ближайшего окружения, с расположением и назначением каждого из подсобных помещений. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начнет передвигаться в незнакомом пространстве по периметру и в глубь, менять свое местоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают, для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает только на нее, не замечая ничего и никого вокруг, стремится завладеть ею и искренне удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с ним в единоборство. Отсюда и постоянные конфликты из-за игрушек.

Сверстники малышу пока неинтересны, и это понятно. Игровой опыт каждого из них одинаково мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребенка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда воспринимают новенькую, ярко разодетую девчушку за интересную игрушку и могут вдруг потянуть ее за волосы, дернуть за руку. Вполне резонно, что на иерархической лестнице отношения «ребенок + дети» занимают последнюю - IV ступень. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками - одна из серьезных задач воспитательного процесса.

Возвращаясь вновь к проблеме адаптации, следует признать, что, не владея информацией об иерархии потребностной структуры малышей, мы невольно совершаем ряд грубейших ошибок.

1 -я ошибка. Хорошо известно, какие последствия имеет насильственный отрыв ребенка от матери, какое глубокое потрясение испытывает малыш. А мы упорно продолжаем совершать эту ошибку, разлучая ребенка с мамой, подрывая у него тем самым формирующееся доверие к миру.

2-я ошибка. Практическим работникам известна ведущая роль взрослого в развитии ребенка, но в период адаптации мы забываем о ней, оставляя малыша без всякой помощи и поддержки. Переступив порог группы и оказавшись вдруг в незнакомой обстановке среди незнакомых взрослых, без близких, ребенок мобилизует собственные силы и самостоятельно пытается наладить контакт с не-знакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за подол ее платья, и др.). А взрослый

Чуть успокоив отчаявшегося, он предлагает: «Смотри, сколько у нас интересных игрушек. Твои любимые машинки тоже есть», перебрасывая малыша с первой ступени сразу на третью. Еще хуже обстоят дела, когда его бросают сразу на четвертую ступень со словами: «Смотри, сколько у нас детишек. И никто не плачет! Пойди, поиграй с ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не двинется в сторону сверстников. Более того, он вынужден самостоятельно учиться ориентироваться в чужой для него обстановке. И на все это у малыша уходит от одного до шести месяцев.

3-я ошибка. Так сложилось на практике, что период адаптации начинается, когда группы еще полностью не открыты, в этом случае адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а после адаптации отправляют в основную возрастную группу. Почему-то взрослые не догадываются, какой непоправимый ущерб они наносят маленькому существу своими неумными действиями, заставляя его повторно пройти те же испытания адаптацией, напрочь забывая главную, на и первейшую задачу дошкольного учреждения - заботиться о здоровье ребенка.

4-я ошибка. Неправильно выстроенная линия поведения всех взрослых приводит к тому, что ребенок отчаянно плачет в течение всего времени пребывания в группе, расшатывая свою нервную систему. К тому же дети эмоционально заражаемые и очень часто без причины начинают плакать хором, Неспокойный эмоциональный фон утомляет остальных детей, в группе создаете нервозность. Нелегко детям. Трудно в таких условиях работать и взрослым.

Надо быть спокойным, приветливым, внимательным к каждому. Воспитателю нужно найти время, чтобы отвлечь, успокоить плачущих, кого-то взять на руки, кого-то прижать, погладить по голове, проявить сочувствие, а с кем-то поиграть, поговорить. Необходимо уделять внимание и другим детям и не выбиваться из плотного графика работы.

5-я ошибка. Чтобы как-то ослабить Напряжение в работе персонала, администрация совершает очередную ошибку - разрешает не выводить на прогулку новых детей. А ведь прогулка для малышей - своеобразная передышка. Во-первых, они несколько успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, надевают свою, знакомую. Во-вторых, на участке дети почти не плачут: в их жизненном опыте уже были и горка, и песочница. В-третьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность, не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним от одной играющей компании детей к другой, пока-ать малыша на качелях. Как автор разработок методики по организации про-гулок с малышами этого возраста, смею надеяться, что взрослый знает, чем занять детей, как поднять их настроение, организуя подвижную игру, рассматривая цветы на клумбе и т. п. Конечно, возвращение с прогулки - это опять поток слез. Поэтому лучше всего на таком эмоционально-положительном всплеске расстаться с малышом, передав его маме. Дети вместе с воспитателем, прощаясь, говорят новенькому: «Приходи завтра, мы тебя будем ждать!». Успокоенный малыш довольно улыбается. Рада и мама.

А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может. Для

этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых — родителей и всех сотрудников дошкольного учреждения.

Проблема адаптации - это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей - правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей — помочь родителям легко адаптировать малышей.

Адаптация - длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей.

Первый этап - подготовительный, длительностью в 4—5 месяцев.

Второй этап — основной, длительность его полностью зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью данной проблемы, чтобы не травмировать психику малыша в этот сложный период, правильно вести его до полного привыкания. Успешность адаптации детей зависит на этом этапе и от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было интересно с ним; руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель — союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях неизменно рождается союз единомышленников, от чего выигрывают и ребенок, и сами взрослые.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Что надо делать, чтобы малыш развивался?» «Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы» Клод Гельвеций Когда в жизни нам приходится сталкиваться с ребёнком, обладающим.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?» Просматривая фотографии своего младшего сына и (по совместительству) воспитанника моей семейной группы, сделанные в осенний период, я решила.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 1 часть). Твердо убежден, что есть качества души, Без которых человек не может стать настоящим Воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть). План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Малыш в период адаптации»
Опубликовано: 20 марта 2020 в 21:10
+129Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД