МААМ-картинки

Консультации для родителей по сохранению и стимулированию здоровья детей

Наталья Чавкина
Консультации для родителей по сохранению и стимулированию здоровья детей

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях МДОУ

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.

Публикация «Консультации для родителей по сохранению и стимулированию здоровья детей» размещена в разделах

Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%- возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально- демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.) В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка. Кроме того, этот возрастной период — это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни. Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни : - активно развиваются психические процессы; -заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку; - дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности». В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» (вот здорово) и «здоровый» - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены, дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. С одной стороны - активность, любознательность, подвижность, а с другой – подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Консультация № 1

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ

ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.

Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры. Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.).

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.

К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать всенеобходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.

В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

Консультация № 2

ЗАРЯДКА – ЭТО ВЕСЕЛО

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов,

и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!

Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно

запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица.

Это можно с успехом использовать для развития у крохи вкуса к физической

культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого

человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не

слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А

кроха, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится

верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен

эмоциональный фон занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке

любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно,

получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала:

«Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!

• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому

больше улыбайтесь и шутите.

• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.

• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без

лишнего напряжения.

• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.

• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи

на другие занятия.

1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно,

взявшись за руки. А затем представьте себя танцорами: приседая,

выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас

улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы

брюшного пресса.

2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их

руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное

положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться.

А мама подстрахует его, держа за затылок. 3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем

кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет

мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении,

имеет смысл постелить на пол коврик.

4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем

мама! Выполняя эти незамысловатые движения, кроха разрабатывает

плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом

– следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед

собой.

5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и

катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у

каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не

сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми.

Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!

Консультация № 3

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста

находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание

плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных

гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка

или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия

в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна

проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор

обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и

индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений,

не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы,

сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или

просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без

каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и

дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю

сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы,

поддерживающие свод стопы, что достигается применением

общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые

являются наиболее активным терапевтическим средством, не только

компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и

резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны

включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться

на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное

бронирование стопы (положение стопы на наружном крае, укрепление всего

связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и

укрепления организма ребенка.

Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат

фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче, с опорой на стул или, балансируя

разведенными в сторону руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или

небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут

(упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным

двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность,

организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном

учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям

необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить

закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег,

прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить

босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период

года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Консультация № 4

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.

Пусть всегда будет солнце!

Родители должны знать назубок: солнечный

свет совершенно необходим для нормального развития ребенка.

Возникающие при его недостатке нарушения естественного образования

витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена приводят к

заболеванию рахитом, ослаблению всего организма.

Вместе с тем избыток солнечных лучей также неблагоприятно отражается на детском организме.

Следовательно, рекомендации о разумном использовании облучений должны

особенно тщательно выполняться по отношению к детям.

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей

под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах

голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким светлым головным

убором.

Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми

солнечными лучами. В этом возрасте гораздо полезнее закаливание

рассеянным солнечным светом. Детям постарше после облучения

рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами

солнца.

Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или

спокойной игры детей в утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не

«обгорел». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в

легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3–4 дня

вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может

принимать процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1–4 минуты

(по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2–3 дня

прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом,

длительность солнечных ванн доводится для 3–4-летних детей до 12–15

минут, 5–6-летних – до 20–25 минут и для 5–7-летних – до 20–30 минут.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую

водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную

ванну 1 раз в день. И еще один узелок на память мамам и папам: во время

закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. Припоявлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и

обратитесь за советом к врачу. Если же причин для беспокойства нет,

постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка

солнечным светом.

В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у

детей полезно использовать облучение от искусственных источников

ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала.

А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах – самый

лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2–3-

летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и

водой.

Температура воды должна быть не менее 22–23 °С, воздуха 24–25 °С.

Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо

дня в день увеличивается до 6–8 минут. Купаться достаточно один раз в день.

Лучшее время для этого: в средней полосе – от 11 до 12 часов, на юге – от 9

до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и

при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18°С.

Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во

избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания.

Самое подходящее – с чистым песчаным дном, пологим спуском, со

спокойным течением воды.

Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его

необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в

движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.

Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно

перенесшим какое-либо заболевание купаться можно только с разрешения

врача.

Консультация № 5

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

Физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми третьего года

жизни важно организовывать на положительном эмоциональном фоне.

Прежде всего, необходимо:

1. Создавать эмоциональный комфорт: доброе отношение, ласковый тон.

2. Стимулировать желание заниматься двигательной деятельностью,

обеспечивать достаточную страховку.

3. В условиях семьи рекомендуется использовать следующие

физкультурно-оздоровительные элементы :

• утреннюю гимнастику;

• хороводные игры-забавы;

• подвижные игры;

• спортивно-развлекательные игровые комплексы;

• гимнастику для глаз;

• элементы самомассажа;

• закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей);

• ароматерапию, фитотерапию, витаминотерапию, аэроионотерапию (по

назначению врача).

Литература:

1. Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребенка от одного

года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных

учреждений и родителей», Аркти, 2003г. ;

2. Погадаева Г. И. «Физкульт-Ура! : Физическая культура дошкольников:

Пособие для родителей и воспитателей», Школьная пресса, 2003г

Публикации по теме:

Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья.

Индивидуальная консультации для родителей «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей. Тема: «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Индивидуальные консультации по запросам родителей Здравствуйте уважаемые коллеги! Во всех детских садах воспитатели проводят индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей. Я.

Консультации для родителей Как не надо кормить ребенка. 1. Не принуждать: Пищевое насилие одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический.

Консультации для родителей «Питание в выходные дни» Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического.

Консультации для родителей: «Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей» Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных.

Консультации для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». 1 часть Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию очень интересные и познавательные консультации по теме: «Возрастные особенности детей дошкольного.

Методическая разработка консультации для родителей детей с ОНР «Скоро в школу!» Уважаемые родители! Пройдёт год и ваши дети покинут детский сад, для них закончится дошкольное детство. " Готов ли ребёнок к школе? Как встретит.

Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра Самый важный и наиболее сложный этап логопедической работы с детьми имеющими расстройства аутистического спектра – это «пусковой момент».

Сценарий нетрадиционного мероприятия по взаимодействию детского сада и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для старшей группы 8:00–8:14 Беседа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультации для родителей по сохранению и стимулированию здоровья детей
Опубликовано: 11 января 2017 в 19:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД