Папки-передвижки

Консультация для детей и родителей «Что значит любить родителей?»

Ряскова Татьяна Вячеславна
Консультация для детей и родителей «Что значит любить родителей?»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для детей и родителей : «Что значит любить родителей

Возможно, кого-то сравнение любви к родителям с любовью к яблокам покоробит. А если бы вы любили своих родителей? Если ребенок не умеет любить, он может пользоваться родителями и когда-то играть с ними в игру «Я вас не люблю» : если например это интересно, выгодно или этим можно им отомстить. Не могу с вами согласиться, что дети любят своих родителей не больше яблок, которые едят с удовольствием.

Публикация «Консультация для детей и родителей „Что значит любить родителей?“» размещена в разделах

На самом деле это еще — не любовь, это ее подобие, но именно из этого впоследствии может сформироваться настоящая любовь детей к родителям. Дальнейшие отношения детей и родителей — это уже не биологические, это уже социальные и лично-психологические отношения. Здесь есть опасность: если вы всерьез поверили, что дети любят вас просто по праву вашего родительства, вы рискуете так и не научить их любить.

Принять своих родителей

Самый распространенный способ не любить родителей — предъявлять им претензии за то, что родители им (детям) что-то не додали. С другой стороны, именно личный интерес ребенка можно использовать для того, чтобы дети старались наладить хорошие отношения с родителями.

Так меньше с ними конфликтов, они больше разрешат и дадут больше денег. Иногда это некоторым детям приходится прямо объяснять: с родителями лучше дружить. Дети будут вас любить — но будет попозже, когда вы их этому научите. Умение любить — это определенный уровень культуры и понимание, что такое любовь. На простой вопрос «А почему ты думаешь, что ты свою маму — любишь — дети отвечают очень по-разному. Будет ли у детей такой уровень культуры, начнут ли дети понимать, что такое любовь, и будут ли родители достаточно достойны и интересны для того, чтобы дети их любили — зависит от родителей.

Так формируется принятое в общество поведение хорошего ребенка в отношении к «любимым родителям». Интересно, что при благоприятных обстоятельствах это в конце концов в любовь к родителям действительно превращается.

Рекомендательные игры и ситуации в помощь семьям детей с ООП

«Домашний фотоальбом»

Предложите ребенку досмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает. Обратите внимание ребенка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое и них настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей.

Беседа «Что значит любить родителей»

Желательно, чтобы эту беседу проводили с детьми не сами родители, а другой человек, например, воспитатель в детском саду. В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться, не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроение родителей

«Дочки-матери» (ролевая игра)

Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков в диагностическом плане. Как известно, дети отражают в своих играх то, что они видят в своем окружении, поэтому, наблюдая за этой игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребенку. Кроме того, игра «Дочки-матери», помогает ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре также можно разыграть различные жизненные ситуации, например, те, которые мы предлагаем в следующем упражнении.

Разыгрывание ситуаций

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя два билета в кино, с кем бы ты хотел бы пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссоривших членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».

Некоторые ситуации для разыгрывания дети могут предложить сами.

2. Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте

Способность видеть себя отличным от других человеком, обладающим определенными свойствами, составляет Я-образ, становление которого оказывает существенное влияние на развивающуюся личность ребенка. По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Они приписывают себе все больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и усложнению их Я-образов. Это усовершенствование Я-образа происходит в физической, социальной и учебной сферах. Дети сравнивают себя со своими сверстниками и делают вывод: «Я лучше, чем Миша, в спорте, но не так силен в математике, как Олег» или: «Может быть, я не такая хорошенькая, как Лиза, но у меня больше подруг».

Постепенно формируется Я-концепция – совокупность всех имеющихся у человека представлений о самом себе. Я-концепция снабжает детей своеобразным «фильтром», сквозь который они оценивают свое социальное поведение и поведение окружающих. В среднем детстве Я-концепция не всегда отличается точностью. Например, первоклассники склонны более позитивно воспринимать свои способности, допустим, в спорте, чем ребята старшего возраста. В среднем детстве Я-концепция развита еще не достаточно, она очень зависима от мнения и оценочных суждений о ребенке родителей и других значимым людей. Поэтому взрослые должны отдавать себе отчет в своих словах и действиях, когда хвалят, ругают ребенка или ставят ему кого-то в пример.

Любое знание о самом себе всегда сопровождается собственным оцениванием, в котором отражается степень самоуважения и самопринятия. Самооценка – это субъективное личностное суждение о собственной ценности. В течение школьного возраста ребенок совершает значительный шаг в понимании себя, своих мотивов, интересов, ценностей. Только хорошо зная себя и свои возможности можно сформировать реально достижимые цели и тем самым рассчитывать на успех, самоуважение.

Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Однако взаимосвязь между самоуважением и уверенностью в своих академических способностях далека от полной: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе, тем не менее удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других. Кроме того, если они принадлежат к культуре, где образованию не придается большого значения, их самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе. Мнение родителей и группы сверстников, в которую входит ребенок, для него гораздо важнее, чем мнение более широкого окружения.

Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают успеха в каком-либо деле, если они уверены в своих силах и способностях, а их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие, оно продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. Но эти ощущения сами по себе еще не создают замкнутый круг, и многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в конечном счете находят что-то, в чем они способны преуспеть.

Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и достижениями, многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у них уважение к себе. Умеренная похвала, бесспорно, может быть весьма полезной. Однако критики считают, что слишком обильные похвалы, не связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А это может создавать осложнения и проблемы в отношениях со сверстниками и учителями.

В последнее время исследователи обеспокоены возможными негативными последствиями завышенной самооценки. Когда детям постоянно твердят, будто в этом мире нет ничего важнее того, насколько высоко сам человек ценит себя, то им посылают ясное сообщение, что они центр Вселенной. Такое повышенное внимание к собственному мнению о себе может толкнуть детей на путь социального равнодушия. Кроме того, ученые утверждают, что без объективной, внешней по отношению к ребенку системы моральных эталонов, дети не способны приобрести устойчивого понимания того, что такое хорошо и что такое плохо. Например, они могут отрицать, что совершили нехороший поступок, даже если их застали «на месте преступления», только потому, что они убеждены в своей правоте. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки учителям рекомендуется соотносить отпускаемые детям похвалы с действительными достижениями и поведением учеников.

В средней школе перед подростком постепенно появляется задача самоопределения. В современной науке, когда речь идет о проблеме самоопределения, чаще всего говорят о трех видах: личностном, жизненном и профессиональном самоопределении.

Личностное самоопределение – это выявление и утверждение собственной позиции в различных жизненных ситуациях, носящих проблемный характер; выбор способов самоосуществления, проявляющих собственно личностные особенности каждого человека.

Жизненное самоопределение – выбор собственного жизненного пути, дающего возможность в той или иной мере реализовать себя.

Профессиональное самоопределение – это определение в сфере труда, связанное с выбором и освоением какой-либо профессии или группы профессий. Идеальным считается такое профессиональное самоопределение, когда выбранная профессия полностью соответствует интересам личности, человек, обладая всеми необходимыми способностями, имея возможность полностью реализоваться в профессии, находит в ней личностный смысл, получает за свой труд моральное и материальное вознаграждение.

Все три вида самоопределения личности тесно связаны друг с другом и буквально «вплетены» друг в друга. Например, профессиональное самоопределение является важнейшей частью жизненного самоопределения. В свою очередь, как профессиональное, так и жизненное самоопределение зависят от того, какой желает стать личность, как она определяется в конкретных жизненных ситуациях, т. е. от личностного самоопределения.

В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен выбирать профессию. У одних этот процесс начинается очень рано (некоторые дети уже в начальных классах знают, кем они будут, и подчиняют свою жизнь подготовке к будущей учебе и освоению профессии). Чаще всего самоопределение сопряжено с трудностями, непоследовательным изменением профессиональных намерений. Немало учащихся, которые вплоть до окончания школы не могут определиться, их выбор дальнейшего места учебы или работы носит случайный характер, не соотнесен ни с реальными возможностями, ни с интересами, ни с потребностями общества.

С психологической точки зрения успешность профессионального самоопределения будет зависеть от сочетания трех важных аспектов: желаний человека, его возможностей и потребностей общества в представителях той или иной профессии, т. е. от сочетания: «Хочу», «Могу», «Требуется». Между названными аспектами могут возникать отношения согласованности или рассогласованности (конфликта). Приведем наиболее распространенные вопросы, которые задают школьники, находясь на этапе профессионального самоопределения.

Какие профессии существуют? Какие требования они предъявляют к личности? Какие из них являются более, а какие менее престижными? Насколько востребована та или иная профессия в обществе? Какие возможности для жизни они дают с точки зрения материального благополучия, личностного роста и морального удовлетворения?

Какая группа профессий больше подходит для меня? Какими способами и личностными качествами я обладаю для успешного ее освоения? Что мне нужно сделать, чтобы развить в себе необходимые свойства и качества?

В каких учебных заведениях можно получить профессиональную подготовку? Какие из них лучшие? По каким предметам нужно усиленно заниматься в школе, чтобы поступить в то или иное учебное заведение, успешно в будущем овладевать профессиональными знаниями и умениями?

Этот перечень вопросов можно продолжить. Кто в свое время стоял на этапе профессионального выбора, знает, насколько каждому важны ответы на них. Одним из самых мучительных является вопрос: какую профессию выбрать среди ряда привлекательных и разнообразных профессий? Но тем не менее выбор приходится делать, никто его за тебя не сделает.

Поэтому помощь состоит не в том, чтобы навязать тот или иной выбор учащемуся, а в том, чтобы дать ему побольше информации о профессиях для осуществления правильного выбора, принять на себя всю полноту ответственности за это, предостерегая от случайного, ошибочного выбора.

Оказать квалифицированную помощь личности в процессах профессионального самоопределения можно в рамках осуществления профориентационной работы, проводимой в школах и в специальных профориентационных центрах. Профориентация – это обширная область современной науки и практики, включает в себя профессиональное просвещение, профессиональную диагностику (профотбор, профподбор, профессиональное консультирование и др.

Профессиональное просвещение дает возможность ознакомить учащихся с миром профессий, профессиограммами – кратким описанием профессий, требованиями, которые предъявляет профессия личности, выдающимися представителями тех или иных профессий, возможностями, которые дает та или иная профессия для личностного и профессионального самосовершенствования, и др. Существуют специальные факультативные курсы в школах, которые решают задачи профпросвещения. Формы профпросвещения различны: уроки, кружковая работа, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, встречи со специалистами, профориентационные игры и многое другое. Просвещение выполняет важную функцию ориентировки как в мире профессий, так и в возможности выбора той или иной профессии.

Профессиональная диагностика ориентируется на определение взаимосвязи возможностей личности с теми или иными сферами жизнедеятельности, где эти возможности могли бы проявиться наиболее полно. С этой целью используются специальные беседы, опросники профессиональной мотивации и профессиональных склонностей, тесты на выявление способностей, психофизиологическое обследование и др. Ниже мы приведем некоторые такие опросники.

Профессиональное консультирование позволяет в ходе индивидуальной работы оказать морально-эмоциональную поддержку, более глубоко соотнести свои желания с возможностями и потребностями общества («Хочу»«Могу»«Требуется», помочь в конкретном выборе и принятии решения. В качестве примера конкретных методов оказания такой помощи могут выступать следующие (по разработкам Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой) :

• построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяют наглядно (на листе бумаги) представить возможные жизненные перспективы человека;

• построение системы различных вариантов действий (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей», ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

• использование различных схем альтернативного выбора профессии (из уже имеющихся вариантов, учебного заведения или специальности выбранного заведения (обычно используются на заключительных этапах консультации).

Таким образом, в ходе профориентационной работы создаются благоприятные условия для решения задач профессионального самоопределения как групп школьников, так и отдельных учащихся. Взвешивая свои желания, возможности, потребности общества, учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, наличие в регионе соответствующих учебных заведений, предприятий и фирм, учащийся в конечном итоге самостоятельно должен определиться в предполагаемом выборе профессии, что, в свою очередь, определит во многом и жизненный путь, и направления самоактуализации и самореализации личности.

В итоге следует отметить, что оказание конкретной помощи и психолого-педагогической поддержки учащимся в процессах их самопознания, с одной стороны, является обязанностью педагога, с другой – представляет сложный и противоречивый процесс. Его эффективность определяется многими факторами: компетентностью педагога, его авторитетом, готовностью школьников к принятию помощи, мерой взаимодоверия и взаимопринятия обеих сторон.

Рисунок «Моя семья»

Очень многое о семье может рассказать рисунок. Это очень интересный психологический тест. Тест-рисунок прост в проведении, но очень сложен для расшифровки, т. к. здесь требуются не только и опыт, но и наличие некоторой проницательности. Иногда даже специалисты-психологи затрудняются при расшифровке рисунка. Но некоторые несложные интерпретации доступны и для родителей, их мы и постараемся вам дать.

Итак, задание: ребенок должен нарисовать свою семью. Это задание можно дать малышу, когда он просто захочет порисовать. Подскажите ему тему: «Нарисуй нашу семью», «Нарисуй всех нас».

При этом, не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он себе представляет.

Когда ребенок рисует семью, в его рисунке отражается то, как он себя чувствует, как оценивает место в ней. Оценка эта сказывается уже на отношении к заданию. Так, в случае неудовлетворенности семейной ситуации, у ребенка может появиться защитная реакция (хочу рисовать другое).

Особого внимания заслуживает отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи. Это может стать сигналом о душевных переживаниях ребенка. «Забытый» человек может быть неприятен чем-то автору рисунка или, возможно, недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сестры (или они нарисованы без лица, схематично, мелко, это говорит о ревности, конкуренции за родительское тепло и внимание. Иногда ребенок не рисует себя в состав семьи, это свидетельствует о некотором эгоизме ребенка.

Расположение и размер фигур указывают на особенности семейных отношений, как их чувствует ребенок. Например, наиболее крупным он, изображает того, кто главенствует в семье; тот, кого он изобразил ближе к себе, наиболее желаем в общении.

Мелочей в рисунке нет, поэтому обратим внимание на детали.

Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных цветами, бантиками; при плохих отношениях, рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью. Когда дети старше 5 лет пропускают в рисунке части лица (глаза, рот, это может указывать на нарушения в сфере общения.

Вот… некоторые характерные особенности рисунка, отражающие психологический климат в семье.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости»Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости» Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости». Универсальных средств для здорового образа жизни нет,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр»Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр» Когда знакомить ребенка с миром театра определяют сами родители,музыка,зрелищное представление и сама атмосфера театра это всегда семейное.

Консультация для родителей «Как надо любить ребенка?»Консультация для родителей «Как надо любить ребенка?» Какое это счастье - Материнство! Николай Ященко Какое это счастье - Материнство! Услышать долгожданный первый крик, Почувствовать священное.

Консультация для родителей «Научите ребенка любить природу»Консультация для родителей «Научите ребенка любить природу» Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. Великий педагог В. А. Сухомлинский отметил:"Наблюдения необходимы.

Консультация для родителей по экологии «Научим детей любить и беречь хлеб! Научим ценить труд хлеборобов!»Консультация для родителей по экологии «Научим детей любить и беречь хлеб! Научим ценить труд хлеборобов!» Мальчик, ногою пинающий хлеб, Мальчик, голодных, не знающих лет, Помни, что были лихие года. Хлеб – это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись,.

Консультация для родителей по экологии «Научим детей любить живую природу!»Консультация для родителей по экологии «Научим детей любить живую природу!» И умом, и сердцем учатся дети понимать животных,общаясь непосредственно с ними. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребёнка, сами.

Консультация для родителей «Учим детей любить книгу»Консультация для родителей «Учим детей любить книгу» Уважаемые родители, очень скоро Ваши дети, наши выпускники станут школьниками. В школе ребятам раскрывается целый мир! Школа – это место,.

Консультация для родителей «Учите детей любить животных» Консультация для родителей: «Учите детей любить животных». Автор: Кавун Дарья Александровна, МБДОУ детский сад №15 «Серебряное копытце».

Консультация для родителей «Учим детей любить животных»Консультация для родителей «Учим детей любить животных» Животные обычно привлекают внимание детей своей подвижностью. Чаще всего дети замечают ярко окрашенных, блестящих животных, а так же животных,.

Экологическая консультация для родителей «Учите детей любить природу!»Экологическая консультация для родителей «Учите детей любить природу!» Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для детей и родителей «Что значит любить родителей?»
Опубликовано: 2 мая 2020 в 00:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для детей и родителей «Что значит любить родителей?»» (включая файлы) размещена пользователем Ряскова Татьяна Вячеславна (УИ 2298251) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД