Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей»

Анна Береза
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей»

«Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста».

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования.

Публикация «Консультация для педагогов „Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей“» размещена в разделах

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности. В педагогике под самостоятельностью понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность. В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования реализацию выше обозначенных условий правомерно осуществлять в разнообразных видах детской деятельности. В свою очередь исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач.

Организация исследовательской деятельности позволяет решать следующие задачи:

формировать основы поисковой деятельности, инициативы в интеллектуальной деятельности;

формировать умение распознавать возможные способы решения обозначенной проблемы с помощью педагога, а в дальнейшем самостоятельно;

формировать умения использовать вариативные способы решения поставленной задачи;

формировать готовность применять специальную терминологию, вести конструктивный диалог в процессе совместной исследовательской деятельности;

Формировать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и формулировать выводы.

В процессе организации исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских умений :

• обозначать проблему;

• выдвигать гипотезу;

• осуществлять наблюдение за объектом;

• осуществлять эксперимент;

• устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и оперировать новыми понятиями.

В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость. Исследовательская деятельность не только вызывает интерес у детей дошкольного возраста к данной деятельности, но и формирует исследовательское поведение, которое является источником получения представлений о мире. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская деятельность строится на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициатива - это внутреннее побуждение к чему-то новому невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм.

Цель: наша работа направлена на формирование самостоятельности и инициативы у дошкольников через использование исследовательской деятельности (опыты и эксперименты) и предполагает решение следующих задач:

-формирование у детей диалектического мышления; т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

-расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОО соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждать интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Организация работы идёт с создания предметно-развивающей среды в группе. Создается уголок, который включает в себя уголок природы и мини лабораторию, где дети могут удовлетворить своё любопытство, любознательность. Опытно-экспериментальная деятельность идёт по трё м взаимосвязанным направлениям: живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, неживая природа (воздух, вода, звук, вес, свет, цвет и др.) и человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства и др.). Опыты и эксперименты проводятся как в НОД, так и в свободной деятельности. Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации у детей выявляются с помощью разных диагностик.

Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую, ему необходима помощь взрослых. Прежде всего, поддержка детского интереса. Дети с удовольствием обследуют песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектами неживой природы и узнают, что:

1)ткань мнется и разглаживается, рвётся, намокает, горит, высыхает и т. д. ;

2)воздух есть внутри человека, он лёгкий;

3)вода прозрачная, не имеет формы, лёгкие предметы плавают, тяжёлые тонут;

4)бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

5) прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

6)пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:

• развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

• не сдерживать инициативу детей;

• не делать за них то, что они могут сделать;

• не спешить с вынесением оценочных суждений;

• помогать детям управлять процессом усвоения знаний;

• прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

• анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

В проведении опытов выделяем несколько этапов:

Постановка проблемы (задачи).

Поиск путей решения проблемы.

Проведение опытов.

Фиксация наблюдений.

Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учатся делать выводы, проводить умозаключения.

Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появляется интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети становятся более наблюдательны, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, начинают более активно участвовать в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, развивается творческий интерес, проявлять инициативу.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Исследовательская деятельность детей в детском садуИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУЭкспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ Организация практических занятий в лаборатории ДОУ План 1. Значение исследовательской деятельности. 2. Формы работы с детьми 3. Методические.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей»
Опубликовано: 18 мая 2021 в 11:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД