Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Ольга Карнаухова
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи

Л. С. Выготский «Умственное развитие в процессе обучения»

Когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, взрослые начинают предъявлять ему более высокие требования. Прежде всего это касается уровня речевого развития. Большинство современных детей испытывают трудности в речевом развитии. Неумение правильно проговаривать звуки, грамотно и понятно для собеседника излагать свои мысли обычно приводят к тому, что ребёнок не доносит до него нужную информацию, а это в свою очередь, может стать причиной конфликта как между сверстниками, так и плохой успеваемостью в школе. Если уровень речевого развития ребёнка недостаточно высок, то не стоит ждать положительных результатов обучения в школе. Если уровень речевого развития дошкольника соответствует возрасту, то ребёнок может четко излагать свои мысли, в школе он будет хорошо читать и грамотно писать, лучше понимать и воспринимать изучаемое. Поэтому педагоги и родители должны позаботиться о полноценном развитии речи ребёнка ещё в дошкольном возрасте, чтобы в школе он не испытывал дискомфорта в общении, тревожности и неуверенности в разговоре с другими людьми.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения многих задач познавательного, коммуникативного, творческого, нравственного, эстетического воспитания детей. Родной язык приобщает дошкольников к ценностям духовной культуры. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Сегодня широко внедряются в дошкольное образование ФГОС и задачи, стоящие перед педагогами расширяются, поэтому очень важной ступенью в развитии дошкольника является образовательная область «Речевое развитие». Согласно п 2.6. ФГОС - Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Театрализованная деятельность – это одна из самых доступных деятельностей для детей дошкольного возраста, которая выступает как прекрасное средство для развития речи детей, обогащение словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей детей.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и может возникать стихийно, потому, что связана с игрой. Известно, что все дети любят играть, и их не нужно заставлять это делать. В игре театрализованная деятельность даёт возможность ребенку перевоплощаться в любого сказочного героя и побывать в разных сюжетах и образах, расширяет возможность знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует общению детей друг с другом при этом у детей активизируется словарь и звуковая культура речи, развивается монологическая и диалогическая речь. В процессе общения дети овладевают средствами выразительного общения: вербальными (высказывания, вопросы, ответы, произношения, интонации) и невербальными (мимикой, жестами, позами, движениями). И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».

Театрализованные игры позволяют детям играть совместно как со сверстниками, так и со взрослыми. Как известно, перевоплотиться в сказочного героя, любят и дети, и взрослые. А сколько радости, удивления, восторга, фантазии и творчества проявляются у ребёнка в театрализованных играх. Самое главное не оставлять ребёнка одного в игре. В таких играх необходимо давать возможность детям как можно больше разговаривать друг с другом, вести диалог от лица героев сказок. В совместном диалоге у ребёнка происходит развитие связной речи.

Л. С. Выготский говорил: - «Связность речи – есть связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.»

Любая сказка или её отрывок, стихотворение может стать основой для театрализованной игры.

В таких играх всегда много музыки, детских песенок, загадок, стишков, потешек. Доброжелательная обстановка создаёт условия для развития положительных эмоций у ребёнка, речевого творчества, общения. В процессе ребёнок будет обязательно брать на себя роль сказочного героя, а это значит, что у него будет возможность говорить, вести совместный диалог, разучивать стишки, тренировать память и развивать речь. В этот период ребёнок знакомится с авторами детской литературы, новыми героями, событиями. Однако начинать игру лучше всего с известных ребёнку сказок, которые он хорошо знает, например, с русских народных сказок, например –«Колобок», «Теремок». В качестве сцены можно использовать мягкие модули или стульчики.

В процессе совместных театрализованных игровых действиях у ребёнка формируются коммуникативные навыки, умения понимать чувства и эмоциональные состояния героев и сопереживать им.

Театрализованная игра является важным средством развития личностных качеств ребёнка. В таких играх ребёнок проявляет самостоятельность, активность, инициативность.

В работе над выразительностью реплик персонажей, и собственных высказываний постепенно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Организовать театрализованную игру с ребёнком дошкольного возраста очень просто. Для этого нет необходимости покупать дорогостоящие игрушки. Всё, что нужно для игр с ребёнком, всегда найдётся под рукой. Пара пустых коробок послужит отличным домиком для героев сказки. Из бумажных или пластмассовых стаканчиков, тарелочек можно вместе с ребёнком сделать героев сказки. Атрибутами к игре может послужить любой бросовый материал: картон, коробочки от пазл, кусочки ткани, фетр, пуговицы, мягкая проволочка и др. Героев сказки дошкольники мастерят с огромным желанием и старанием.

Например, театр из конусов. С помощью трафаретов дети вырезают круги разного размера, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и из полукругов получаются конусы. Затем каждый конус превращают в героя сказки. Оформить игрушки можно по-разному, например, раскрасить красками или украсить с помощью аппликации, используя бумагу или ткань, кружево, тесьму, нитки, которые можно приклеить на игрушку. Варежки или перчатки так же могут быть хорошим материалом для изготовления театрализованных кукол. Разные детали можно пришить или приклеить к варежке.

Дети очень любят игрушки попрыгунчики и вертушки. Для изготовления героев театра «Попрыгунчики» необходима круглая резинка. Из бумаги нужно скатать комочек, чтобы резинка была внутри, а кончик с узелком оставался снаружи. Можно нарисовать или приклеить ушки, носик, глазки – вот и получился герой сказки. Для изготовления игрушек – вертушек понадобятся палочки. Все детали прикрепляются к палочке, так игрушка становится подвижной если палочку повертеть. Игрушки попрыгунчики и вертушки очень интересны для ребят, тем, что они подвижны и могут «играть», «прыгать», «бегать», «плясать».

В процессе изготовления театральных игрушек у детей развиваются тонкие движения пальцев рук. Многие учёные и педагоги - (Л. С. Выготский. Венгер Л. А., В. А. Сухомлинский. М. М. Кольцова и др.) подтверждают, что тренировка движений пальцев рук положительно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

Театр «Бибабо» - куклы бибабо надеваются на руку. На указательный палец надевается головка куклы, а большой палец и средний служат кукле руками. Голову кукле можно изготовить из разных материалов, например, вырезать из поролона, склеить из бумаги, вырезать из резиновых кукол.

Театр «Воздушные шарики» они - для таких кукол понадобятся воздушные шары, бумага, ткань и другие материалы. Голова делается из надувного шарика, нос можно сделать – отдельно (часть слабо надутого шара перетянуть ниткой) или нарисовать фломастером. Шарик привязывается к палочке. Затем ткань сшивается крупными стежками, собирается на сборку, обтягивается и прикрепляется к палочке. Такие куклы дети старшего дошкольного возраста могут делать самостоятельно.

Куклы театра «Марионеток» - такими куклами управляют с помощью ниток. Можно взять нить длиной 40-45 см., с помощью иглы продеть через нитки на голове куклы и сделать на конце этой нитки петлю. Теперь, надеть петлю на палец и можно легко управлять куклой – марионеткой.

Театр «Тарелочек», «Ложечек», «Стаканчиков» - можно быть сделан из бросового материала – тарелочек, ложечек, стаканчиков, так же понадобятся клей скотч, картинки с изображением зверей.

Театрализованная деятельность развивает у детей изобретательность, воображение, творческие способности, даёт возможность проявлять фантазию.

Для развития устойчивого интереса к театрализованной деятельности важно познакомить дошкольников с культурой поведения в театре. В первую очередь, необходимо научить дошкольников уважать других зрителей, игру актеров и тех, кто убирает зал. Основные правила поведения в театре базируются на соблюдение тишины, чистоты и опрятности внешнего вида. Можно провести беседы, игры-инсценировки, которые помогут детям соблюдать правила и культуру поведения в театре. Начать разговор можно с такого вопроса: - «Как называется театр, который находится в нашем городе?», «Почему он носит такое название?», «Знаете ли вы артистов театра, «Какие спектакли с их участием вы смотрели?», «Почему люди часто произносят такую фразу – «Театр начинается с вешалки?», «Какую одежду следует одевать при посещении театра, «Можно ли опаздывать к началу спектакля?» «Что такое театральное фойе, «Как следует пройти к своему месту, если зрители уже сидят в зрительном зале?», «Если вы не нашли своё место, а спектакль уже начался, что нужно делать?», «Можно ли вести разговор во время игрового действия?», «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие?»

Такие беседы способствуют обогащению словарного запаса ребёнка, ориентируют на понимание лексического значения слов и развитии точности его употребления, а также имеют огромное воспитательное значение.

Таким образом, театрализованная деятельность создаёт условия и является средством для усвоения и развития речи дошкольников, которая в свою очередь приводит к совершенствованию владения родным языком.

Карнаухова О. Ю. д, воспитатель,

д/с № 12 «Золотая рыбка»,

г. Железногорск-Илимский,

Иркутская область

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 июля 2021 в 08:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Карнаухова (УИ 472962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД