Елена Фольц
Консультация для педагогов ДОУ «Организация двигательного режима в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 13
«Организация двигательного режима в ДОУ»
Инструктор ФИЗО: Фольц Е. К.
Цель: Увеличить двигательную активность детей ДОУ в течение дня.
Задачи: 1) Повышение интереса к различным видам двигательной дея-тельности.
2) Поднятие эмоционального настроя.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Организация двигательного режима в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
3) Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
4) Формирование основ собственной безопасности и безопасности окру-жающего мира.
5) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании по-лезных привычек).
6) Приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе основ-ных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здо-рового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация дви-гательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
• росту физической работоспособности;
• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т. д.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов дви-гательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмо-ционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в тече-ние 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультур-ной форме, босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендо-ванные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
• Традиционный комплекс утренней гимнастики
• Утренняя гимнастика в игровой форме
• С использованием полосы препятствий
• С включением оздоровительных пробежек
• С использованием простейших тренажеров.
Двигательная разминка
Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдох-нуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.
Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой пе-тухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.
Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по со-держанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин., доступны детям с разным уровнем ДА.
Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигатель-ной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.
Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
Физкультминутка
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное со-стояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть про-ведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может прово-диться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, ок-на). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель на-поминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.
Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражне-ний на прогулке, являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его но-выми, более сложными движениями;
- совершенствование имеющихся у детей навыков основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств : быстроты, выносливости, ловкости;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоот-ношений со сверстниками.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошко-льного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответст-вии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно воз-никают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физиче-ские упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошколь-ного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультур-ное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физи-ческим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы от-крывает широкие возможности для физического совершенствования детей, ук-репления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий дви-гательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и со-держания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т. д.).
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необхо-димо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивиду-ально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспита-тель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого срав-нительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.
Оздоровительный бег на воздухе
Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней про-гулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индиви-дуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м, а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА про-бегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.
Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспи-татель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягивают-ся в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают са-мостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контроли-рует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с вы-полнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
Гимнастика после дневного сна
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года жела-тельно использовать различные варианты гимнастики:
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физи-ческой культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воз-духе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2-3 лет – 15мин., 3-4 лет – 15-20мин., 4-5 лет 20-25мин. ,5-6 лет- 25-30мин., 6-7 лет – 30-35 мин. Основные типы физкультурных занятий:
• традиционное
• тренировочное
• игровое
• сюжетное
• с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства
• по интересам
• тематическое
• комплексное
• контрольно-проверочное
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятель-ность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Про-должительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигатель-ной деятельности.
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немало-важное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физ-культурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревно-вания, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятель-ности.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.
Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.
В двигательный режим старших дошкольников входят также внегруппо-вые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (до-машние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях до-школьного учреждения) качеству выполнения задания.
При распределении двигательного режима учитывается :
- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ);
- зависимость двигательной активности от времени года ( наиболее высо-кие показатели у детей старшего дошкольного возраста выявлены в весенне-летний период: средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут, интенсивность – 70 дв. мин. В осенне – зимний период года показа-тели колебались в пределах 13200 – 15600 движений, 270 – 280 мин., 50 – 60 дв. мин.);
- индивидуальные особенности детей, их возраст;
- состояние здоровья;
- дифференцированный подход;
Всё это способствует оптимизации двигательной активности детёй.
Таблица 1
Организация двигательного режима дошкольников
Формы организации Младшая группа Средняя группа Старшая группа Поготов. к школе груп-па
Утренняя гимнастика 6-8 минут 6-8 минут 8-10 минут 10-12 мин
Хороводная игра или игра средней подвижности 2-3 мин 2-3 мин 3-5 мин 3-5 мин
Физминутка во время заня-тия 2-3 мин 2-3 мин 2-3 мин 2-3 мин
Динамическая пауза между занятиями (если нет занятий по физкультуре или муз) 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин
Подвижная игра на прогулке 6-10 мин 10-15 мин 15-20 мин 15-20 мин
Индивид. Работа по разви-тию движений на прогулке 8-10 мин 10-12 мин 10-15 мин 10-15 мин
Динамический час на про-гулке 15-20 мин 20-25 мин 25-30 мин 30-35 мин
Физкультурные занятия 15-20 мин 20-25 мин 25-30 мин 30-35 мин
Музыкальные занятия 15-20 мин 20-25 мин 25-30 мин 30-35 мин
Гимнастика после дневного сна 5-10 мин 5-10 мин 5-10 мин 5-10 мин
Спортивные развлечения 20мин
1 раз/мес 30 мин
1 раз/мес 30 мин
1 раз/мес 40-50 мин
1 раз/мес
Спортивные праздники 20 мин
2 раза/год 40 мин
2/год 60-90 мин
2/год 60-90 мин
2/год
День здоровья 1 раз в ме-сяц 1 раз в ме-сяц 1 раз в ме-сяц 1 раз в месяц
Подвижные игры во 2 поло-вине дня 6-10 мин 10-15 мин 15-20 мин 15-20 мин
Прогулки, походы 1 час
1 раз/квартал 1,5 часа
1 раз/квартал
Самостоятельная двигатель-ная деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
Практические рекомендации, направленные на повышение уровня двигательной активности детей в режиме дня ДОУ
Двигательный режим складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных мероприятий. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей ДА. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она является наименее утомительной из всех форм двигательной активности и со-действует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в са-мостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень овладения двигательными умениями. Поэтому проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что вос-питателю необходимо соблюдать следующие рекомендации:
• обеспечить каждому ребенку возможность двигаться по своему ус-мотрению в любое время дня;
• наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прий-ти на помощь;
• предусмотреть каждому из детей место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
• привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
• пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
• обыгрывать новые пособия и игрушки, показав, как по-разному можно с ними действовать (например, по доске - ходить, бегать, прыгать, пол-зать, прокатывать машину, мяч; скакалку крутить вдвоем, делать из нее дорож-ку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе и с куклой и т. д.);
• при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: ма-лоподвижным детям - несложные активные движения и перемещения в про-странстве, детям большой подвижности - движения, требующие точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости, все виды лазанья и т. п.);
• отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечить сменяемость не только в течение недели, но и дня;
• не усаживать на место чрезмерно подвижного ребенка, полезнее внести в его бесцельный бег целесообразность, подсказать сюжет;
• иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы по-казать новые движения, вызвать интерес к ним;
• периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их по-разному;
• обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и спо-собами всех основных движений;
• использовать различные виды проведения физкультурных занятий и ут-ренней гимнастики;
• включать в план физкультурно-оздоровительных мероприятий походы, пешие прогулки;
• для проведения культурно-массовых мероприятий активно использовать работу с родителями, вовлекать их в совместную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ;
• использовать нестандартное оборудование;
• по возможности увеличивать количество пособий, одновременно ис-пользуемых на занятиях физической культуры детьми, выполняя одинаковое упражнение;
• регулярно проводить работу по развитию движений вне занятий (как в помещении, так и на прогулке) максимально используя физкультурное оснаще-ние игровых и спортивного участка;
• необходимо взаимодействовать инструктору по физическому воспита-нию с медперсоналом и воспитателями ДОУ.
Таким образом, предложенные рекомендации, включающие в себя наибо-лее приоритетные формы физического воспитания и развития, позволят сфор-мировать необходимый двигательный режим дошкольников в ДОУ.