Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста»

Любовь Сафина
Консультация для педагогов «Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста»

Формирование у детей дошкольного возраста геометрических пред-ставлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного развития детей.

Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

Логические операции.

Анализ (разложение целого на составные части) — Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей) — Составь дом из геометрических фигур

Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) — Чем похожи эта предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение) — Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результатов в общем положении) — Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб? Систематизация (расположение в определенном порядке) Поставь матрешки по росту.

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) — Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) — Покажи предметы круглой формы.

Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сен-сорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Тер-мин «сенсорные эталоны» был предложен А. В. Запорожцем.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры.

В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к ма-тематическим знаниям, способствуют формированию умственных спо-собностей детей дошкольного возраста.

Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.

В методических руководствах для педагогов, говорится о том, что введение элементов геометрии в курс дошкольного образования носит пропедевтический характер – ознакомительный характер. Геометрический материал изучается на уровне знания - знакомства. Никакие правила и определения с дошкольниками не заучиваются, дети практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге.

Геометрический материал в программе дошкольного обучения не выделяется в самостоятельный раздел, он включается в программу каждого года обучения. Изучение геометрических фигур проходит в тесной связи с другими учебными предметами : это рисование и начальные элементы черчения, труд и знакомство с окружающим миром.

Для ребенка, как, впрочем, и для взрослого, геометрические фигуры - это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей.

Ранний возраст : хватание предметов и манипуляция с ними.

Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия). Третий-четвертый годы жизни: ощупывание ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь).

Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими руками.

К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.

Для детей развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств.

Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга.

Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция, начиная с ранних этапов жизни ребенка. Отставания в развитии перцептивных способностей объясняются поражением и незрелостью мозга в раннем возрасте, сенсорными нарушениями (нарушения зрения и слуха, нарушением когнитивных процессов, эпилепсией, нарушениями церебральной функции.

Для формирования полисенсорного восприятия большое значение имеет развитие ощупывающих движений рук, одновременно со зрительной фиксацией предмета. Неумение ребенка хватать и удерживать предмет в руке или, наоборот, выпускать предмет из рук свидетельствует об отставании в сенсомоторном и перцептивном развитии. С целью стимуляции развития этих умений ребенку вкладывают в руку различные по форме, величине, тяжести и фактуре предметы, и привлекают внимание к исследуемому объекту, формируя возможность ориентироваться в предметном мире путем разнообразных манипуляций с объектами. Предметы, игрушки подбирают соответственно психомоторным возможностям ребенка.

Сенсорно-перцептивные процессы интенсивно развиваются у ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, приобретая качественно новые свойства. Восприятие приобретает целенаправленный, организованный, произвольный характер, у ребенка формируется перцептивная деятельность. Главным ее элементом выступают исследовательские действия, зарождаются еще в раннем возрасте, а у дошкольника приобретают последовательный и опосредованный характер, осуществляются с помощью специальных средств - сенсорных эталонов.

В младшем дошкольном возрасте. Последовательность изучения геометрических фигур : 1. Визуальное узнавание и называние. 2. Обследование осязательно-двигательным путем. 3. Взаимное наложение. 4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств. 5. Словесное описание. 6. Разнообразная деятельность с фигурами.

После того как дети научатся выделять признак формы, запомнят названия геометрических фигур, научатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать серийные ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению признаков и свойств геометрических фигур.

Знакомство с объемными формами и моделями объемных геометрических фигур (кубом, шаром, цилиндром и др.) происходит в процессе игр со строительным и др. материалом еще младших группах: — Посмотри. — Возьми. — Потрогай. — Назови. — Покажи. — Подействуй. — Дай такой же. — Дай то, что назову. Дети отличают предметы по форме, но к моделям относятся как к игрушкам. Воспитатель может познакомить детей с правильными терминами, научить называть и обследовать модели осязательно-двигательным путем (погладить, покатать, построить и др.). Наглядный материал. Модели объемных геометрических фигур : (демонстрационные и раздаточные) : куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, призма, параллелепипед. Строительный материал, конструкторы «Лего», всевозможные вкладыши типа доски Сегена. Объемные предметы с ярко выраженной формой : шар — мяч, апельсин; куб — кубик, коробка; цилиндр — банка, стакан; конус — колпак; пирамида — пакет молока старого образца; призма — пенал; параллелепипед — мыло и др. В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами. Последовательность обучения: 1) рассматривание и называние; 2) обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры; 3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств; 4) упражнение в группировке, выкладывание серийных рядов.

Только после усвоения объемных моделей предлагаем картинки с их изображением, учим узнавать объемные формы на рисунках

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности. При анализе содержания работы по разделу «Форма» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е. можно проследить, как осуществляется дидактический принцип постепенного усложнения содержания обучения в разных возрастных группах.

В группах раннего возраста, в разных видах деятельности у детей обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит название форм (кубик, кирпичик, шарик, одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.). При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник).

В первой младшей группе дети учатся различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Воспитатель постоянно привлекает внимание детей к игрушкам, имеющим ярко выраженную форму сенсорных эталонов, побуждает различать их (такой - не такой) и называть их.

В средней группе дети знакомятся с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник. Обследуют формы этих фигур (используя зрение и осязание).

Развитие представлений о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, а так же шаре, кубе. Формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Знакомство детей с прямоугольником (сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником).

Формирование умения различать и называть прямоугольник, его элементы: углы, стороны.

Формирование представлений о том, что фигуры могут быть разных размеров: Большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развитие умения соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами : тарелка – круг, платок - квадрат, мяч - шар, окно, дверь – прямоугольник и др.

В старшей группе

Знакомство с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Формирование представлений о четырехугольнике : подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развитие у детей геометрической зоркости : умения анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы : книги, картина, одеяло, крышки столов – прямоугольные, поднос и блюдо – овальные, тарелки – круглые и т. д.

Развитие представлений о том, как из одной формы сделать другую.

В подготовительной к школе группе.

Уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторые их свойства.

Формирование представлений о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой.

Закрепление умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать их по цвету, форме, размерам.

Закрепление умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Исследования А. Н. Холмовской показывают, что ребенок раннего возраста равнодушен к названиям геометрических фигур.

Для детей от 2 до 3 лет основным опознавательным признаком фигуры является поверхность, плоскость. Они берут фигуру в руки, манипулируют, играют с ней. В этом возрасте дети могут выделить среди других отдельную геометрическую фигуру, могут выбрать по образцу, но при условии, что они контрастны по форме (круг и квадрат, прямоугольник и овал, если схожи, то затрудняются, путают их (прямоугольник и трапеция). Освоение формы предметов и геометрических фигур в этом возрасте проходит в активной деятельности: дети сооружают башни из кубиков, загружают предметы в машины, перекладывают их, подбирают геометрические фигуры и соотносят с прорезью соответствующей формы (игры-вкладыши).

Дети от 3 до 4 лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят «кружок», «кубик», «шарик». Дети обследуют фигуры осязательно — двигательным путем, стараясь провести пальцем, рукой по контуру. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур (углы, стороны, при этом абстрагируются от цвета, величины.

Однако зрительное восприятие геометрических фигур все еще остается беглым, неточным, так как взгляд ребенка не сосредоточивается на контуре или плоскости. В силу этого дети продолжают путать похожие фигуры.

Дети от 4 до 5 лет способны овладеть обследовательскими действиями, выделить структурные компоненты геометрических фигур. Обследование становится точным и результативным. В этом возрасте у детей складываются точные представления о фигуре, они успешно устанавливают сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами, могут отобразить формы в продуктивной деятельности.

В 5-6 лет дети воспринимают геометрические фигуры зрительно, осязательно — двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного обследования они фиксируют контур, выделяют углы, вершины, стороны и на этой основе включают фигуру в группу округлых или угольных фигур, группируют, классифицируют, упорядочивают, систематизируют их. Распознавая геометрические фигуры и их свойства, ребенок способен давать словесные характеристики формам предметов и геометрическим фигурам. Психолог С. Н. Шабалин в своем исследовании определил последовательность освоения детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур, выделяя три этапа.

I. Этап опредмечивания (до 1,5-2 лет). Ребенок воспринимает геометрические фигуры как обычные предметы, игрушки и называет их именами этих предметов : цилиндр — стакан, треугольник — косынка, квадрат — окошко.

II. Этап сравнения (от 2 до 4 лет). Дети уже не отождествляют геометрическую фигуру с предметом, а сравнивают предмет с геометрической фигурой, геометрическую фигуру с предметом, отражают сравнение в речи: «Треугольник, как парус», «Круг, как колесо».

III. Этап, когда геометрическая фигура становится эталоном (от 5 до 6 лет). С этим эталоном сравниваются окружающие предметы, их части и определяется их форма : мяч — шар, морковь — конус, тарелка — круг.

Таким образом, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным, осязательным и двигательным способом с называнием особенностей.

В исследованиях З. Е. Лебедевой, Р. Л. Непомнящей определена последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах.

1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.

2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных математических действий (счет, измерение).

3. Показ нескольких одинаковых по форме геометрических фигур, но разных по цвету и величине, их сравнение. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.

4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по форме образцу.

5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.

6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и Т. Д.).

7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, трансфигурации и др.

Работа по ознакомлению детей с формой и геометрическими фигурами начинается в раннем возрасте. Учебной программой определено, что детей следует знакомить с плоскопечатными и объемными фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, призма, конус, пирамида, и формировать представления о них на уровне узнавания, действия и пассивного словаря. В различных видах деятельности детям дается возможность действовать с фигурами, правильно называя их.

Знакомству с геометрическими фигурами и формами содействует познавательно-практическая деятельность (задания «Найди такие же кубики и построй башенку», «Прокати шарик в ворота» и т. д., опытно-экспериментальная (изменение формы, вылепленной из влажного песка; по имеющимся сгибам складывают кубики из разверток и др., художественная деятельность — аппликация, рисование, лепка.

В процессе ознакомления с геометрическими фигурами детей младшего возраста используется прием попарного сравнения - сравниваются плоскостные с плоскостными, плоскостные с объемными, объемные с объемными. Например, сравнивая шар и куб, дети находят общее и разное в этих предметах. По заданию педагога ребенок берет шар в руки, поглаживает его, убеждается, что у него нет углов, его можно катить. Аналогично уточняются и обобщаются знания о кубе: у куба сеть углы, стороны (грани, он устойчив, его невозможно прокатить. Из кубов можно строить домики, башенки. Дети сравнивают шары, кубы разных цветов и размеров, тем самым педагог подводит их к выводу, что форма не зависит от цвета, величины.

В методике обучения детей среднего возраста отличительным является более детальное обследование геометрических фигур. Дети учатся характеризовать фигуры на количественной основе, считая стороны, углы, вершины, знакомятся с характером соотношения сторон. Сравнивая геометрические фигуры, дошкольники выявляют отношения идентичности и подобия, эквивалентности.

От непосредственного сравнения геометрических фигур дети переходят к словесному описанию их форм. Порядок рассматривания, сравнения, описания может быть таким: Что это? Какого цвета? Какой величины? Чем отличаются? Чем похожи?

Детей среднего возраста знакомят с линиями (прямая, кривая, ломаная, дуга, учат выделять их в предметах, геометрических фигурах. Например, в круге, овале можно увидеть дугу, кривую; в трапеции, прямоугольнике — прямую, ломаную. Дети учатся чертить линии с помощью линейки, шаблонов. Математические планшеты — дощечки с натянутой резинкой — также могут быть использованы для знакомства с линиями и фигурами.

У детей старшего возраста обследование геометрической фигуры становится еще более подробным и детальным. Вся работа по формированию представлений и понятий строится на сравнении и сопоставлении их моделей, модели сопоставляются уже не попарно, а сразу три-четыре фигуры. Так, уточняя представления о прямоугольнике, детям показывают несколько прямоугольников, разных по размеру, изготовленных из разных материалов, разного цвета. При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размера, цвета. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны, стороны, углы тоже равны.

Детям старшего дошкольного возраста также предлагается зарисовка геометрических фигур в тетради в клеточку. При зарисовке даются точные, четкие указания: что рисовать, какого размера, в каком количестве.

В процессе ознакомления детей с геометрическими фигурами используется такой прием, как выкладывание геометрических фигур из палочек. На начальных этапах дети выкладывают геометрические фигуры по образцу, в старшей же группе — по представлению, их учат видоизменять выложенные предметы путем перекладывания одной или нескольких палочек.

Трансфигурация становится важным моментом в расширении у дошкольников геометрических представлений. Для этого используются специальные игры: «Пифагор», «Волшебный круг», «Монгольская игра» и др.

Учебной программой определена задача, сформировать у детей старшего дошкольного возраста обобщенные понятия : четырехугольник, многоугольник, треугольные, округлые фигуры.

Систематизировать геометрические знания позволяет знакомство с многоугольниками. Можно показать детям пятиугольник и шестиугольник, не называя их, дать возможность обследовать, сравнить с известными формами и придумать названия. Педагог, обобщая ответы детей, даст правильные названия. Действия с разнообразными по форме фигурами позволяют подвести детей к обобщению : все фигуры, имеющие по три и более углов, сторон, вершин, можно отнести к группе многоугольников. Все практические и интеллектуальные действия детей должны быть направлены на познание структурных элементов геометрических фигур, их особенностей и, главное, на осознание того, что одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении к другим. Понятие «четырехугольник» является обобщением таких понятий, как квадрат, ромб, трапеция и др., а в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т. д., независимо от их вида и размера. Подобные взаимосвязи и обобщения доступны детям, поднимают их умственное развитие па наиболее высокий уровень.

Таким образом, познание геометрических фигур содействует развитию у детей дошкольного возраста способности более точно и детально воспринимать форму окружающих предметов, содействует развитию мышления, внимания, наблюдательности, речи.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 января 2021 в 11:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД