Елена Пустовалова
Консультация для педагогов «Формирование нравственных аспектов посредством сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование нравственных аспектов посредством сказкотерапии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литературными произведениями вызывает у детей интерес, воспитывает любовь к родному языку. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в ней даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения морально-этических норм. Подробный анализ и правильная оценка делают литературу основой духовного и нравственного развития личности. Кроме того, сам процесс художественно-речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей, так как такая деятельность предполагает умение договориться между собой, оказать помощь друг другу, уступить в чем-то.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, объединения себя с персонажем. Посредством ненавязчивых образцов сказка предлагает ребенку выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веру в себя.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский.
Для того, чтобы обеспечить эффективное, целенаправленное и систематическое взаимодействие с детьми по нравственному воспитанию при работе со сказкой мы выбрали следующие направления:
1. «Что такое хорошо и что такое плохо»
2. «Чем человек трудом славен»
3. «Ты да я, да мы с тобой»
4. «Дом, в котором я живу»
В нашей возрастной группе наиболее приемлема и доступна работа в направлении «Что такое хорошо и что такое плохо» - развитие понимания детьми нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень и «Ты да я, да мы с тобой» - способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.
При работе с различными сказками мы используем такие формы и методы работы :
- использование сказки, как метафоры (текст и образы вызывают у детей ассоциации, касающиеся личной жизни);
- рисование по мотивам сказки;
- обсуждение поведения персонажей (что плохо, что хорошо);
- проигрывание эпизодов сказки (что даёт возможность ребёнку почувствовать эмоционально значимые ситуации).
Практика показала, что в данном возрасте наиболее успешно смысл сказки ложиться именно через эти формы работы. В дальнейшем мы будем совершенствовать свои умения и планируем постепенное усложнение содержания работы с учётом достижений детей и возможность использования таких форм работы, как:
- использование сказки, как притчи – нравоучения (т. е. подсказка варианта решения ситуации);
- работа со сказкой, дописывание, переписывание.
Приёмы работы со сказкой всем вам известны :
1. Анализ сказок :
а) Как вы думаете, о чем (про Что, про кого) эта сказка?
б Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?
в) Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
г) Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.
д) Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?
е) Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Рассказывание сказок – с помощью этого приёма мы помогаем ребёнку развить фантазию, воображение. Можно предложить детям рассказать сказку от себя или от имени какого-либо персонажа. (Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса или Пенёк.)
3. Переписывание сказок (этот приём необходим нам, когда ребёнку чем-то не нравится поворот событий или, например, конец сказки)
4. Постановка сказки с помощью кукол (этот приём поможет ребёнку проявить через куклу те эмоции, которые он обычно, по каким-то причинам, не может себе позволить проявить).
5. Сочинение сказок – даёт возможность выразить значимые для ребёнка эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль сказки в развитии нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста очень велика. Сказка оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Сказка развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, об отношениях людей, даёт понимание о добре и зле.
Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка, как полноценную личность.