Екатерина Антипова
Консультация для педагогов и родителей по ФЭМП у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирования математических представлений у детей с ОВЗ
«Математическое развитие дошкольников»
является довольно сложным, комплексным и многоаспектным.
Л. С. Выготский
3 слайд. Под математическим развитием дошкольников понимается качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей по ФЭМП у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ОВЗ в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.
4 слайд. Дети с ОВЗ - это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалий развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства, парциальные недостатки, вызывающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях, провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации. Одним из путей преодоления неуспешности в обучении элементарной математике детей дошкольного возраста является ранняя диагностика математического развития дошкольников, продуманная и научно обоснованная система коррекционно-развивающей работы.
Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития, преобразование множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
5- 6 слайд. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
В таблице представлены возрастные особенности восприятия ребенком математических представлений.
7 слайд. Формирование математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков. Как правило, указанные функции недоразвиты у детей с органическим поражением мозга.
У дошкольников долго и с большим трудом формируются серии движений нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа) У детей с ОВЗ наиболее несформированными оказываются пространственно-временные представления. Действия по словесной инструкции или самостоятельное определение и называние пространственных и временных отношений вызывают значительные затруднения. Дети с трудом овладевают количественными представлениями.
В деятельности выделяются:
-неосознанный счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета;
-значительная зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения;
- низкий уровень сформированности обобщенных представлений о количестве;
-сложности в усвоении правил пересчета предметов, “безытоговый” счет;
-неумение выполнять действия сложения и вычитания.
Математические представления у этих детей имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. Затруднения в мыслительных операциях приводят к тому, что непосредственное, конкретное восприятие доминирует, препятствуя усвоению элементарных математических представлений. Затруднен перенос имеющихся знаний и умений в новые условия.
8 лайд. Для формирования математических способностей необходимы развитая познавательная активность, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям с ОВЗ свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированная произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.
Важным и ценным моментом коррекционно-развивающей работы является продуманная мера помощи (стимулирующей, направляющей или обучающей). Она необходима, когда дети не справляются с заданием самостоятельно. Под необходимой помощью подразумевается минимальная помощь, позволяющая ребенку начать действовать. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее являются прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей (обучаемости).
9 слайд Стимулирующая помощь нужна, когда ребенок не может включиться в работу (не решается сам начать действовать) или когда работа завершена, но выполнена неверно.
Педагог помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает побудительные вопросы: «Понравился тебе чудесный мешочек?» «Ты хочешь узнать, что в нем лежит?» «В мешочке лежат геометрические фигуры, нужно их достать и назвать».
10 слайд. Направляющая помощь необходима, когда ребенок не может определить способ или выбрать средства деятельности, выделить первый шаг и спланировать деятельность.
Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы. «Достань из мешочка геометрическую фигуру». «Это квадрат?» «Почему ты так думаешь?»
11 слайд. Обучающая помощь требуется в тех случаях, когда первых двух видов помощи недостаточно. В этом случае педагог непосредственно показывает ребенку, что и как делать. Следует отметить, что дозированная помощь занимает особое место и является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и ее необходимо использовать в коррекционно-развивающей работе.
Выполняем задание вместе, рассуждаем, как это делаем. Вместе с ребенком достаем из мешочка геометрическую фигуру и называем ее, затем выделяем существенные признаки (углы, стороны, вершины, тем самым подтверждаем сказанное.
12 лайд. Разрабатывая подходы к математическому развитию детей, следует учитывать тот факт, что освоение дошкольников с ОВЗ математического опыта идет, как правило, двумя путями:
• под руководством педагогов (игры и занятия со специальным заданием);
• в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка (использование всех многочисленных поводов, которые доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.)
В коррекционно-развивающей работе с детьми указанные пути всегда перекрещиваются. Такое построение коррекционно - развивающей работы сдетьми ОВЗ в включает в себя:
- развитие математических способностей с учетом психофизических особенностей;
- построение предметно – развивающей среды, способствующей развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности;
- поэтапное формирование математических представлений в предметно-практической, игровой, элементарной учебной и речевой деятельности.
13 слайд. Формирование математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется в разных видах деятельности:
• В повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи (в известных пределах, участие в коллективной деятельности с математическим содержанием, совместное выражение чувств, возникающих в зависимости от ее результата;
• В специальных играх и упражнениях;
• В обучении сюжетно–дидактическим и театрализованным играм, где вычленение, 14 слайд. осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений было целью и средством деятельности;
• На специальных занятиях по формированию математических представлений;
• Во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
15 слайд. При построении занятий по формированию математических представлений учитывается основные методические принципы обучения детей с ОВЗ, такие как:
• игровая форма обучения;
• смена видов деятельности;
• повторяемость программного материала;
• обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.
16 слайд. Знания полученные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми с особенностями в развитии быстрее, прочнее и легче чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными упражнениями». При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Точное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более точными и обобщенными.
17 слайд. На примере математической темы «Один и много» можно проследить повторение материала и взаимосвязь всех специалистов:
Учитель - дефектолог Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физ. культуре
Лексическая тема «Игрушки»
На занятиях по ФЭМП «В красной корзине один мяч, в синей - много мячей» На занятиях по рисованию «Елка одна, а шариков на ней нарисуем много» Игра с погремушками «У всех по одной погремушке, в корзине много» Я прыгну как зайка один раз, а вы много раз.
18 слайд. Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия включены специальные пособия, дидактические игры и упражнения. Использование дидактических игр являются одной из основных форм организации обучения детей. Существует много сборников с дидактическими играми по математике таких авторов, как Сай М. К., Удальцова Е. И., Миронова Р. М., Седж Н. В. и др.
Сюжетно-дидактические игры для закрепления математических представлений предложила Смоленцова А. А. в пособии для воспитателей «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» (1985).
Развивающие игры предложены З. А. Михайловой, Б. П. Никитиным.
19 слайд. Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.
20 слайд. Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ, невозможно без специальной организованной предметно- пространственной развивающей среды, оборудованных математических уголков, занимательных игр, способствующих развитию внимания и логического мышления. Все игры должны быть доступны детям, привлекательны их вниманию и интересам.
21 слайд. Итак, можно сделать вывод, что своеобразие организации коррекционно-образовательного процесса для детей с особенностями в развитии состоит в использовании таких мер, как:
• индивидуальный и дифференцированный подход;
• сниженный темп обучения;
• структурная простота содержания знаний и умений;
• повторность в обучении;
• самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения;
• наглядность.
• поэтапное математическое развитие в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности.
Для формирования математических представлений значимой является предметно - практическая деятельность, игровая, речевая и трудовая деятельность.
Целенаправленное воздействие на математическое развитие дошкольников с ОВЗ может быть основано на комплексном использовании разнообразных доступных видов деятельности при взаимодействии всех взрослых-участников образовательного процесса.