Консультация для педагогов и родителей «Технология развития творческого мышления»

Семененко Раиса Сергеевна
Консультация для педагогов и родителей «Технология развития творческого мышления»

Среди многообразия авторских программ, появилось направление, именуемое ТРИЗом. Пусть вас не смущает это необычное название. С недавних пор «думающая» наука ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) стала достоянием не только талантливых инженеров и конструкторов, понимающих важность раннего развития у детей логического мышления и фантазии, но и педагогов.

ТРИЗ развивает творческое воображение и системное талантливое мышление.

Мы учим дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути её разрешения. Обучение проводится с помощью игр, сказок, которые составляют систему развития творческого воображения на базе ТРИЗ.

Особенно интересно работать в младшей группе. Ответы детей поражают оригинальностью и основаны исключительно на интуиции. В этом возрасте ребенок получает 90% всей необходимой ему информации, и важно не упустить столь благодатный момент, дать установку на саморазвитие личности.

Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Большое внимание уделяется формированию умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленной задачи.

Например, было предложено найти общее между цветком и деревом. Дерево и цветок растут в земле, их греет солнышко, поливает дождик. Но появляется ответ «Цветок может расти на дереве». Недоумение воспитателя –и прекрасное объяснение ребенка: цветы появляются во время цветения весной.

В другом задании про темноту, дети ответили,что темнота очень даже хорошо: можно петь, говорить по телефону, играть с любимыми игрушками.На недоуменный вопрос воспитателя: «Как в темноте ты увидишь игрушки? –дети нашли интересный выход из положения: «Их можно сделать светящимися».

Соприкасаясь с миром сказок, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость, накопленную веками, учатся жить. Очень интересно проследить ход мышления ребенка. Можно, конечно, в хорошо известной сказке выгнать лису из заюшкиной избушки «апробированными» методами, найти того петуха с косой, который выполняет свою роль.Однако дети находят другое решение: предлагают построить избушку для лися, да такую, чтобы лиса сама туда перебралась. Оригинальный выход, не правда ли, хотя и слишком гуманный для обидчицы?

Мышление обычного человека несистемно. Не успели люди в процессе эволюции выработать системное видение мира. Если человеку говорят «дерево», он видит именно дерево. Начинается перебор вариантов. Дерево становится чуть больше, чуть меньше… Часто на этом все и кончается. Это обычное мышление.Талантливое воображение одновременно зажигает три экрана: видны надсистема (группа деревьев, система (дерево, подсистема (лист). Работают еще боковые экраны, показывающие прошлое и будущее на каждом уровне. Когда педагог овладевает методом системного анализа, ему проще спланировать свою работ.

Игра «Хорошо – плохо» затрагивает некоторые законы диалектики. Такие ее категории, как противоречие, качество и количество, возможность и действительность, формирует у детей основы логического анализа окружающей действительности. Имеет большое значение для усвоения знаний и обобщенных представлений о мире природы, его закономерностях, сложных видах связей и отношений. Эта игра одна из самых любимых в любом возрасте. У нее несколько вариантов, различающихся по сложности и зависящих от объекта предлагаемого к рассматриванию, от последовательности предлагаемых для анализа объектов и явлений, социально - психологических особенностей.Например: карандаш (выбираем предмет безразличный для ребенка)

– Хорошо, что он длинный, плохо, что остро заточен, можно уколоться.

- Удобно, держать в руке. Но неудобно, носить в кармане – ломается.

К 5-ти годам выявлять противоречивые свойства перестает вызывать трудности и в старшей группе (5-6 лет) переходим к варианту, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство.Например:

- есть шоколад, хорошо – вкусно, но может заболеть живот;

- живот болит – это плохо, но можно остаться дома;

- сидеть дома – плохо, скучно, и на улицу не пускают…

Дидактическая игра «Наоборот»

(примерный список слов – антонимов)

Много - мало

Тихо – громко

Темно – светло

Далеко – близко

Вредно – полезно

Горячо – холодно

Медленно – быстро

Внутри – снаружи

Высоко – низко

Вместе – отдельно

Глубоко – мелко

Ласково – грубо

Смех – плач

Начало – конец

Шум – тишина

Горе – радость

Богатство – бедность

Мир – ссора

Друг – враг

Жар – холод

Награда – наказание

Правда – ложь

Почет – позор

Труд - лень

Узкий – широкий

Старый – молодой

Чистый – грязный

Твердый – мягкий

Больной – здоровый

Длинный – короткий

Худой – толстый

Трусливый – храбрый

Кислый – сладкий

Сытый – голодный

Умный – глупый

Вежливый – грубый

Злой – добрый

Хороший – плохой

Гладкий – шероховатый

Дорогой – дешевый

Легкий – трудный

Легкий – тяжелый

Острый – тупой

Полный – пустой

Сухой – мокрый

Толстый – тонкий

Толстый – худой

Яркий – бледный

Кислый - сладкий

Черный – белый

Завязать – развязать

Намочить – высушить

Написать – стереть

Давать – брать

Увеличить – уменьшить

Медлить – спешить

Выигрывать – проигрывать

Говорить – молчать

Забывать – помнить

Зажигать – тушить

Закрывать – открывать

Здороваться – прощаться

Кричать – шептать

Мириться – ссориться

Нагревать – охлаждать

Найти – потерять

Опускать – поднимать

Покупать – продавать

Приезжать – уезжать

Соединять – разъединять

Спасать – губить

Хвалить – ругать

Весело – грустно, печально, мрачно, скучно, тоскливо

Стихи и пословицы для упражнений к занятию

«Гора наоборот»

Морж спросил у Кенгуру:

- Как выносишь ты жару?

- Я от холода дрожу! –

Кенгуру сказал Моржу.

Б. Заходер «Морж»

Ничего не покупаю,

Ничего не продаю,

Лишь улыбки собираю

И прохожим раздаю.

Т. Татьяничева «Улыбки»

Веселишь ты всех прохожих

Молодых и старых,

Некрасивых и пригожих,

Толстых и поджарых.

А. Блок «Рождество»

А когда - то, когда –то…

Веселым парнем,

До костей весь пропахший

Степной травой,

Я пришел в этот город

С пустыми руками,

Но зато с полным сердцем

И не с пустой головой.

С. Есенин «Страна негодяев»

Все мы порою, как дети,

Часто смеёмся и плачем:

Выпали нам на свете

Радости и неудачи.

С. Есенин «Глупое сердце, не бейся»

Пословицы

Кто горя не видал, тот и счастья не знавал.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Сытый голодного не разумеет.

В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.

Нового счастья ищи, а старого не – не теряй.

Старый друг лучше новых двух.

Прощальная игра

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы все надеемся,

Что с ней

Ты стал

Немножечко умней,

Узнал ты много слов смешных

И много

Всяких всячин,

И, если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен.

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть игру «НАОБОРОТ»

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь НИЗКО.

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь БЛИЗКО.

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты: НАШЕЛ.

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: ХРАБРЕЦ.

Теперь НАЧАЛО

Я скажу, -

Ну, отвечай КОНЕЦ!

Дидактические игры для формирования умения вычленять составные части предмета и определять предметы по составным частям

«Раздели предмет на части»

В овраг Разъединялка педагог кладет картинку с изображением какого-либо предмета. Ребенок перечисляет все его составные части. За правильный ответ получает фишку. Игра повторяется столько раз, сколько картинок у ведущего. Выигрывает ребенок, получивший больше фишек.

«Соедини из частей»

На поле Соединялка лежат картинки. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет составные части задуманного предмета. Ребенок должен найти соответствующую картинку. Выигрывает тот, у кого картинок окажется больше.

Дидактические игры дл формирования умения находить признаки и сходства предметов

«Подбери дружную пару»

У каждого ребенка по 2-3 картинки с изображением различных предметов. Водящий (ребенок) внимательно рассматривает все картинки и выбирает ту из них, на которой изображен предмет, сходный с предметом на его картинке («приглашает встретиться на мосту Дружбы», объясняет выбор. Игра повторяется столько раз, сколько нужно, чтобы каждый побывал в роли водящего (им становится тот, чью картинку выбрали).

«Узелки»

У каждого ребенка 5-6 картинок с изображением разных предметов. Игра развивается по типу «домино»: надо связать цепочку картинок узелками (рядом кладутся картинки, на которых изображены сходные предметы, найдя и назвав признаки, объединяющие их по сходству. Выигрывает тот, кто первым «избавится» от всех картинок. При повторении игры картинки перемешиваются.

«Теремок»

У каждого ребенка по 1-2 картинки с изображением различных предметов. Возле моста Дружбы – теремок.

Ребенок (с картинкой). Теремок, возьми меня к себе жить.

Теремок. Я пущу тебя, но только если ты скажешь, чем ты на меня похож.

Игра заканчивается, когда все предметы заселяют теремок.

Стихи, используемые на занятии

«Овраг и поляна»

Г. САПГИР

«Смеянцы»

В стране Хохотания Смеяться готовы

Жили смеянцы. Они до утра.

Любили смеянцы Признаться, порою

Веселье и танцы,Бывало и так:

И просто смеяться Глядят друг на друга,

Любили смеянцы. Смеются в кулак.

Пусть слово не ново - Да что в нем

И шутка стара - смешного,

В соседе твоем? Из каждой улыбки –

- Нам просто Скрипки,

приятно А из самого

Смеяться вдвоем. громко –

А если кто падал го

И ушибался, Хохота –

Не хныкал, Барабаны,

Не плакал. Полные грохота!

Вставал И каждое

И смеялся. воскресенье

Смеянцы трудиться Смеянцы пекли

любили, печенье

По будням они Из хорошего

мастерили Настроения.

Из каждой шутки - Так жили смеянцы,

Дудки, Не зная забот…

ДЖАННИ РОДАРИ

«Бумажные человечки»

…Раз попал в страну такую,

Где все люди из бумаги.

Люди в клеточку,в линейку:

Их родители – тетради,

Из картона – чемпионы,

Здоровеннейшие дяди.

Были девушки – пушинки

Из бумаги папиросной:

В лучшем цирке выступали –

Говорят, что очень сносно!

Города росли, как в сказке,

Из тугих цветных открыток.

Каждый мог построить домик –

Быстро, дешево, сердито!

«Перенять немало можно

У бумажных человечков…

Только жалко из бумаги

Города, увы, не вечны!»

«Стеклянный остров»

…Он попал на странный остров

Из прозрачного стекла.

Все сверкало там на солнце –

И деревья и дома.

Как хрусталь прозрачны люди,

Точно чистая вода;

Оттого чужие мысли

Там читают без труда…

Публикации по теме:

Технология Кроссенс как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд : кроссворд. чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: • Соревновательное.

Буклет «Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников»Буклет «Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников» Предлагаю вашему вниманию буклет по теме "Кроссенс - технология развития критического мышления дошкольников", с данной технологией знакомила.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.

Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Конечно же, каждый родитель.

Консультация для родителей «Развитие творческого, логического мышления и воображения средствами музейной педагогики» Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Консультация для родителей «Развитие творческого мышления при обучении детей отгадыванию загадок» Гутько Ирина Николаевна воспитатель ТМБ ДОУ «Забава» г. Дудинка Красноярский край Консультация для родителей Тема: «Развитие творческого.

Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников Хочу представить вашему вниманию инновационную развивающуюся технологию «кроссенс», которая способствует формированию креативности, развития.

Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников» «Робототехника» как технология развития инженерного мышления». Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида.

Технология критического мышления для развития речи у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Технология развития критического мышления как форма взаимодействия с воспитателями Дунаева А. Л., старший воспитатель МДОАУ «ЦРР – д/с №113»г. Орска, 2016 год С – 2 Понятие “критическое мышление” и его характеристики.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • День Победы, 9 мая
  • Искусство
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Технология развития творческого мышления»
Опубликовано: 26 июля 2017 в 14:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Сценарий выпускного праздника в детском саду «До свиданья, детский сад!»
Звучит торжественная музыка, выходят Ведущие. 1 Ведущая: Есть одна страна на свете Не найти другой такой. Не отмечена на карте И размер то небольшой....
Конспект занятия по лепке в младшей «Ракета»
Цель: Дать первоначальные представления о космосе и космическом корабле. Учить детей раскатыванию пластилина прямыми движениями ладони, заостряя один...
Фотоотчет «Экскурсия в школу»
Фотоотчет «Экскурсия в школу» Основной целью экскурсии в школу было: а) знакомство дошкольников со школой, правилами внутреннего распорядка школы; б) вызвать...