Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения»

Лилит Мкртчян
Консультация для педагогов «Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения»

Интеграция сказки в образовательный процесс

дошкольного учреждения

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образованияв разных направлениях. Повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника.

Публикация «Консультация для педагогов „Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения“» размещена в разделах

Сказка является важным способом формирования воспитанности в детях. Со времен Сухомлинского сказка являлась тем средством, которое могло, как выучить, так и развлечь ребенка. Формирование личности и личностных качеств, все в совокупности дает сказки. Сказка является наставником, помощником и учителем, особенно в возрасте подготовительного и младшего школьника. Она дает совет, выражает эмоции.

Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, чести, достоинства, справедливости, ответственности за отчий дом, семью, за лад в семье. Происходит формирование таких нравственных чувств как долг, вера, совесть, терпение, милосердие, кротость, любовь, понимание добра и зла. При помощи сказок ребенок как будто заводит себе копилку, в которую он складывает разные советы, поступки, ситуации. Таким образом, у него всегда будут примеры того, как можно сделать и как нельзя. Сказкой мы показываем, что всегда есть выбор и за этот выбор ты сам будешь нести ответственность. Важно показать, что даже если ты видишь всего два пути, и они тебе не подходят, обязательно будет и третий.

Сказки играют важную роль в воспитательном процессе. Они являются полем для восприятия национальных ценностей и формирования уверенности в справедливости, передавая накопленный веками народный опыт. Модели социально-приемлемого поведения и примеры добродетельных и честных поступков содержат в себе сказочные истории, к которым ребёнок будет иметь постоянный доступ.

Крупнейший педагог в области эстетического воспитания Е. А. Флерина, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т. к. очень важно передать своеобразие жанра сказки

Отмечено, что сказки органично сочетаются с принципом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Для удобства в работе разработана картотека сказок. (Картотека предлагается)

Важным и перспективным методологическим направлением становления современного дошкольного образования является интеграция.

Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Убедились, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Именно сказка, сказочный сюжет построения организованной образовательной деятельности в соединении с интеграцией наиболее полно помогает решить воспитательные, образовательные и здоровьесберегающие задачи, поставленные педагогом. Сказка замечательно сочетается с рисованием, аппликацией, конструированием, лепкой, музыкой, физической культурой.

В свободном общении с детьми, надо часто обращаться к проблемной ситуации по сказочному сюжету. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.

Далее по презентации:

- социально-коммуникативное;

- познавательное:

-физическое;

Пальчиковые и артикуляционные гимнастики по сказочным сюжетам запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности.

- речевое;

- музыкальное;

- художественно-эстетическое;

-творческие задания.

Существует огромный арсенал творческих заданий по сказкам : рассказать знакомую сказку по кругу; разыграть сказку; оформить книжку-малютку; изготовить костюмы-маски; узнать сказку по песенке героев; соединить точки и получить героя сказки или предмета из сказки ; нарисовать сказку, используя нетрадиционные способы (монотипия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому) и др.

Используя в системе многообразие методов и приёмов работы со сказкой, позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.

Русские народные и авторские сказки

Осень. Овощи Репка. Пых. Мужик и медведь.

Фрукты Крошечка - хаврошечка

Ягоды В. Катаев Дудочка и кувшинчик

Грибы В. Сутеев Под грибом

Деревья. Кустарники Как коза избушку строила

Хлеб. Труд Колосок. Деревянный орёл. Лёгкий хлеб

Семья. Человек Маша и медведь. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Царевна-лягушка. Айога (нанайская сказка) Кукушка (Ненецкая сказка) Н. Бажов Серебряное копытце. Каша из топора. У страха глаза велики. Семилетка. Василиса Прекрасная. Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Домашние животные Кот, петух и лиса. Волк и семеро козлят. Сивка-Бурка. К. Ушинский Бодливая корова

Подготовка птиц и животных к зиме Зимовье зверей. В. М. Гаршин Лягушка-путешественница.

Зима. Зимние забавы Морозко. Снегурочка. Братья Гримм Госпожа метелица.

Животный мир зимой. Лисичка – сестричка и серый волк

Дикие животные Колобок. Лиса и волк. Два жадных медвежонка. Хвосты. Заяц- хваста.

Птицы Курочка Ряба. Петушок и бобовое зёрнышко. Г. -Х. Андерсен Гадкий утёнок. В. В. Бианки Люля.

Рыбы Байка о зубастой щуке

Одежда. Ткань. Обувь. Ш. Перро Золушка, Г. -Х. Андерсен Новый наряд короля.

Посуда Лиса и журавль. К. И. Чуковский Федорино горе. Братья Гримм Горшок каши

Мебель Три медведя

Транспорт В. Сутеев Разные колёса

День защитника Отечества Г. -Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик Бой на калиновом мосту.

Строительство Теремок.

Весна. Сельскохозяйственные работы Заюшкина избушка. Мужик и медведь. В. В. Бианки Заяц Косач, медведь и весна.

Насекомые М. Михалков Лесные хоромы. В. В. Бианки Как Муравьишка домой спешил.

Безопасность жизни Ш. Перро Красная Шапочка. К. И. Чуковский Мойдодыр. Айболит. Бармалей.

Животный мир севера Г. -Х. Андерсен Снежная королева

Животные жарких стран Р. Киплинг Слонёнок

Наша Родина Никита Кожемяка

Народные промыслы Бычок - смоляной бочок

Музыкальные инструменты Братья Гримм Бременские музыканты

Нравственные качества. Этикет. Кот, козёл да баран. Пузырь, соломинка да лапоть. Гуси-лебеди. По щучьему велению. Л. Н. Толстой Царь и рубашка А. М. Горький Про Иванушку – дурачка. К. Ушинский Умей обождать. С. Т. Аксаков Аленький цветочек

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающий мир. Д. Родари

Цель: обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности. Задачи: 1. Проанализировать отношение роли сказки в системе воспитания о образования; 2. Создать рекомендации по использованию методов и приемов творческого развития детей при работе со сказкой; 3. Апробирование методов и приемов, использованных в целях развития творчества дошкольников; 4. Подтверждение эффективности предлагаемых методик

Что такое сказка?

Понятие сказки Сказка- это вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Через содержание, язык, сюжеты и образы, в ней отражаются культурные ценности ее создателя (М. Л. Фон-Франц).

Классификация сказок -народные и авторские (художественные); - психотерапевтические; - дидактические; - Медитативные; Данные типы сказок используются в сказкотерапии.

Функциональные особенности сказки :

1. Обучает; 2. Побуждает к деятельности; 3. «лечит»

Функции сказки

С социально-педагогической точки зрения важны следующие функции сказки : 1. социализирующая; 2. Креативная; 3. Голографическая; 4. Развивающе -терапевтическая; 5. Лексико-образная; 6. Культурно-этническая

Методика работы со сказкой

Отбор литературного материала (сказки народные : русские народные сказки и другие, литературные сказки : русских и зарубежных авторов);

Направления в работе - Познавательное развитие; - Социально-коммуникативное; - Речевое; - Физическое; - Художественно-эстетическое

Формы организации

Игровые занятия; Комплексные занятия; Самостоятельная игровая деятельность; Самостоятельная продуктивная деятельность детей; Экскурсии; Встречи с интересными людьми; праздники

Методы и приемы 1.

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации; игровые задания; игры-экспериментирования с предметами и материалами; 2. Моделирование сказочных сюжетов; 3. Творческие задания; пластические игры и упражнения; 4. Элементы драматизации Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию творчества личности ребенка

Роль педагога в работе со сказкой

Вся работа проходит в форме игры. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей м/ф и кинофильмов по сказкам). При этом учитываем индивидуальные, психофизиологические особенности детей, соблюдаем принцип «От простого – к сложному», создаем в группе комфортную РППС.

Принцип интеграции сказки в образовательные области :

Сказка и математика : математические задания на основе сюжета, превращение сказки в задачу или считалку и т. п. • Сказка и экология : вопросы, задания и игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире (кем был – кем станет; что мы знаем о …; польза – вред; опыты). • Сказка и безопасность : обсуждение сказочных ситуаций, связанных с вопросами безопасности: один дома или на улице, встреча с незнакомцем, опасные предметы и др. (что может случиться, если…; как этого избежать). • Сказка развивает руки : продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, схематичное изображение сказки, ручной труд, изготовление самодельных книг и т. п.) • Сказка и музыка : умение чувствовать характер музыки, узнавать сказки по музыкальным произведениям.

Рассмотрим их на практике:

1. Социально-коммуникативное развитие Предлагаю взглянуть на несколько сказочных ситуаций глазами героев и определить кто этот герой, из какой сказки и к какому выводу приходит этот герой: • 1.«Всю жизнь я боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» (мышка из сказки «Репка»)

2. Познавательное развитие

3. Сказочные задачи по математике: 1. Красная шапочка несла бабушке пирожки с капустой, яблоками и мясом. Больше всего было пирожков с капустой, а с мясом меньше, чем с яблоками. Сколько всего пирожков, если с капустой было 3? (3 .с капустой, 2 с яблоками. 1 с мясом). 2. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Старуха связала 4 шапочки и 8 варежек для внучат. Сколько внуков у старика со старухой? (4 внука)

4. 3. Физическое развитие

5. Физкультурная образовательная деятельность по знакомым детям сказкам создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет достичь эффекта «мышечной радости», радости от игры, содействует созданию положительного психоэмоционального состояния. • В образовательной деятельности используются элементы оздоровительных технологий, построенных на сказочных сюжетах : • - самомассаж, • - пальчиковая и дыхательная гимнастика; • - упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия; • - подвижные игры; • - эстафеты; • - динамические паузы и др.

6. Физминутка

7. Ветер на море гуляет (Руки верх, движения кистей влево-вправо) И кораблик подгоняет; (Руки вверх, движения кистей вперёд-назад) Он бежит себе в волнах (Руки в стороны – «волна») На раздутых парусах (Верху из рук сделать круг, надуть щёки) Мимо острова крутого (Сесть на корточки, обнять себя за колени) Мимо острова большого (Встать во весь рост, руки тянуть вверх). Пушки с пристани палят (Топать, Кораблю пристать велят (Хлопать).

8. Речевое развитие

9. Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста. Игра «Волшебная палочка» Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все, что вы захотите. Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить

10. Музыкальная деятельность

11. Сказка – шумелка. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребё нка: 1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. 2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии. 3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. 4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. 5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. 6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

12. Примечание: игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. (СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ) И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ) Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ) Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ) Грызли зёрнышки (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ) И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ) Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (ДУЕМ В БУТЫЛКУ) Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ)

13. Методические рекомендации о работе с авторскими и народными сказками

14. Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон. Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка, рассказ, сопровождается вопросами, детям даются задания («Найди и назови сказку», «Где живет сказка). В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку, героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»). В –четвертых, дети переходят к свободной игровой деятельности.

15. Отдельные методы и приемы работы со сказкой.

16. Моделирование сказок Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса -оранжевый и т. д.).- пиктографические изображения. Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

17. Выразительные движения •

18. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. • Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П. И. Чайковского. • Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

19. Проблемные ситуации при работе со сказкой

20. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: Почему с Шапокляк никто не хотел дружить?; Почему поссорились лиса и заяц? Практика

21. Творческие задания

22. Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки) "Репка". • Рассказать знакомую сказку по кругу. • Разыграть сказку. Дети распределяют роли. • Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. • Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии). • Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации). • Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага). • Разыгрывание придуманных сказок.

23. Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация для педагогов «Интеграция в творчестве» «Интеграция в творчестве» инновационные составляющие в практической реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка».

Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста»Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста» Игра - ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Для малышей игра является мотивирующим фактором в изобразительной.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Конспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахКонспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Наблюдение за осенней красотой природы Воспитательно - образовательный процесс на прогулках[/h4] старшая-подготовительная.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения»
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 03:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД