Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности»

Вероника Гаврилюк
Консультация для педагогов «Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности»

Современные требования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Основой образовательного процесса является планирование.

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.

Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Публикация «Консультация для педагогов „Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности“» размещена в разделах

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.

Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании :

объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно- образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;

четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

План воспитательно-образовательной работы является основным и обязательным педагогическим документом для воспитателей и должен соответствовать следующим основным нормативно-правовым документам:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20 сентября 1988 г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по

«событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Выбирается тема,;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно- эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

Методическое сопровождение

Для успешной системы планирования должны быть обеспечены следующие психолого- педагогические условия :

уважение педагогами человеческого достоинства воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

защита детей от всех форм физического и психического насилия;

построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Понятие и содержание методической работы в ДОУ

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Методической работе отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.

И. В. Никишина определяет методическую работу как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального опыта».

Анализ понятий, представленных в научных источниках, позволяет под методической работой понимать «целостную систему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду».

Уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.

Любое образовательное учреждение проходит следующие этапы: становление, функционирование, развитие. На первом этапе усилия методической службы направлены на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.

В дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения.

Переход же коллектива в инновационный режим (обновление содержания обучения или реализация новых педагогических технологий) предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим развития.

Такое понимание методической работы предъявляет особые требования к определению ее задач, содержания и субъектов на каждом этапе развития образовательного учреждения.

В общем виде задачи методической работы сформулированы следующим образом :

содействие повышению уровня педагогических знаний;

содействие повышению уровня педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники;

содействие повышению уровня психологической осведомленности и готовности педагога;

содействие изучению и использованию в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания;

содействие изучению и использованию на практике современных методик воспитания;

содействие изучению и использованию на практике современных способов диагностирования детской успешности;

содействие поддержке педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, пособий;

содействие формированию устойчивых профессиональных ценностей и взглядов;

содействие привитию вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью;

содействие созданию условий и привитию интереса к самообразованию;

содействие внедрению в практику работы педагогов основ научной организации труда.

В качестве общих задач методической работы в системе дошкольного образования выделяют следующие : управление образовательным процессом (основная, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Содержание методической работы определяется теми функциями, выполнение которых направлено на развитие профессиональной компетентности и профессионально важных качеств педагогических кадров, повышение качества работы учреждения. Среди них выделяют 3 группы функций:

I группа – функции, направленные на педагога и развитие его личностных качеств:

обогащение знаний каждого педагога (теоретических и практических);

развитие ценностных ориентаций педагогов;

развитие мотивов творческой деятельности воспитателя;

развитие устойчивых нравственных качеств педагогов;

развитие современного стиля педагогического мышления;

развитие педагогической техники и педагогического мастерства;

развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции (занятия по психологической разгрузке).

II группа – функции, направленные на коллектив, развитие его творческого потенциала:

выработка единого педагогического кредо, общих ценностных ориентаций и традиций;

организация диагностики детей и педагогов;

экспертная оценка авторских программ, планов, пособий, созданных в коллективе;

выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта;

приобщение коллектива к научно-исследовательской работе;

стимулирование творчества и инициативы (материальное и моральное);

анализ конкретных результатов учебно-воспитательного процесса.

III группа – функции, направленные на обновление образовательного процесса и на развитие сотрудничества ДОУ с другими образовательными системами :

помощь в осмыслении требований социального заказа, нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;

внедрение достижений передового и новаторского опыта;

внедрение научных достижений психологии и педагогики;

распространение за рамки ДОУ опыта работы, созданного внутри коллектива.

Источниками содержания методической работы являются:

государственные и правительственные документы;

новые усовершенствованные образовательные программы, учебные пособия, которые способствуют обновлению педагогического процесса;

достижения системы дошкольного образования;

новые результаты психолого-педагогических исследований;

инструктивно-методические документы;

информация о передовом, новаторском и массовом опыте;

данные анализа учебно-воспитательного процесса;

данные об уровне развития детей;

данные об уровне развития компетентности педагогов.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система.

Комплекс источников содержания методической работы в ДОУ:

правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке дошкольного учреждения, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;

новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;

достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в дошкольном учреждении, повышающие ее научный уровень;

инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы в дошкольном учреждении, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями;

информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков;

данные конкретного анализа состояния учебно-воспитательного процесса в конкретном ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.

Основы управления методической работой

Управление в современном дошкольном учреждении – это целеустремленная деятельность, направленная на обеспечение стабилизации, оптимального функционирования и развития ДОУ.

Проникновение теории управления в дошкольное образование, субъектов и объектов управления ДОУ, выделение направлений деятельности руководителя с точки зрения объектов (управление персоналом, кадрами, управление материально-технической базой и др.) привели к некоторой терминологической неясности в связи с применением традиционных и новых терминов.

Новые подходы к управлению методической работой связаны с требованиями, предлагаемыми педагогам новыми технологиями, с выработкой у них нового педагогического мышления.

Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, методиста ДОУ, специалистов различных областей знаний. Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления.

Уровни организации методической работы :

репродуктивный – сообщение знаний педагогам без изучения последствий проводимой работы;

частично-поисковый – методическая работа активизируется за счет активных методов и форм работы со специалистами, но не носит системный характер, поэтому не может дать заметных результатов;

творческий – система работы, в содержание которой включена инновационная, экспериментальная деятельность, методическая работа направлена на создание и апробацию новых технологий и управление этим процессом;

исследовательский – исследование проблем и внедрение результатов исследований в работу.

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования : годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования : календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

перспективно-календарное планирование;

осуществление преемственности между ДОУ и школой;

связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Принципы планирования :

комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОУ, дошкольной группы.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", ’Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.).

Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н. А. Коротковой:

первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);

четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно- развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т. д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);

отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

выделение события недели, основной формы организации детско- взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, раз- вивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;

практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Организация проектной деятельности в работе с родителями Приоритетное направление моей педагогической деятельности с 2010 года в ДОУ - «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми с экологическим.

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ» Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Индивидуализация образовательной деятельности.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Организация проектной деятельности «Очень интересные родителей профессии» Организация проектной деятельности на тему: «Очень интересные родителей профессии». Цель проекта: познакомить детей с разнообразием профессий.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Организация проектной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Организация проектной деятельности в подготовительной группе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». Составила проект: Пшеничнова.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности»
Опубликовано: 22 февраля 2022 в 14:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД