Светлана Мендыбаева
Консультация для педагогов «Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» г. Магнитогорска
«Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой»
Подготовила воспитатель:
I квалификационной категории
Мендыбаева C.В.
Магнитогорск, 2019
Дата проведения: 11.03.2019г
Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Особенности развития речи детей третьего года жизни. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (что это? как? зачем? где).
В общении с окружающими продолжают развиваться такие задачи как понимание речи и развитие активной речи. Развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок научается говорить. Однако это никак не означает, что овладение речью, своим родным языком является в целом результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребенка изучение речи. Первичное овладение родным языком, подлинно живой речью совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Только этим путем достигается подлинное понимание речи как речи. Ребенок в начале третьего года жизни хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Однако понимание ребенком речи окружающих недостаточно. По причине нечеткости слуховых образов слов нередки случаи неправомерного переноса значения слова на ситуации и объекты, не имеющие к нему отношения. Необходимо развивать способность детей понимать речь окружающих; ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и предметам, формировать первичные представления о них и умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
На третьем году жизни понимание речи ребенком возрастает по объему и качественно изменяется. Ребенок любит слушать, когда говорят взрослые, любит слушать сказки, рассказы, стихи. Дети в возрасте 2 -3 лет понимают не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, т. е. не только инструктивную речь, но и речь-рассказ. Слушание и понимание речи взрослого, содержащей сообщения о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением, так как создает возможность использования речи в роли основного средства познания по отношению к предметам, недоступным непосредственному опыту ребенка. Для возникновения понимания и слушания речи с содержанием, выходящим за пределы ситуации, необходима специальная работа. И лишь постепенно дети научаются понимать небольшие рассказы, содержащие в себе как чисто познавательный материал, так и некоторые моральные высказывания, через которые у детей этого возраста можно воспитывать простейшие моральные оценки своих поступков и поступков других детей. Все это увеличивает воспитательное значение речи взрослых. У ребенка 2-2,5 а тем более 3 лет можно вырабатывать основные правила поведения, учить пользоваться различными предметами не только путем показа, но и посредством словесных указаний.
Таким образом, развитие понимания речи ребенком на третьем году жизни, является важнейшим приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Именно в этот период, по – мнению Е. К. Кавериной формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.
Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. Ознакомление детей третьего года жизни с художественной литературой проходит как на специально организованной деятельности по развитию речи, так и вне её. Некоторые занятия – инсценирование сказок, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей. НОД, имеющая целью вызвать у малышей сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения (например, слышать, слушать и понимать рассказ без наглядного сопровождения, проводятся по подгруппам.
Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1-3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены. Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя НОД с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. Чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящую деятельность. Она помогает "включить" малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Например: "Сегодня я вам прочитаю очень интересное стихотворение про то, как бежала лесочком лиса с кузовочком", – рассказывает педагог. "Где она? – интересуются дети. – Покажите!" – "Непременно покажу. Сейчас будем играть, все и покажу, обо всем и расскажу", – отвечает педагог.
Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам, читает текст или ведет рассказ своими словами. Также организуется слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песенок и др. Рассказывание выполняет разные вспомогательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи. Художественное восприятие на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
О. С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой. Так, например, последовательность ознакомления со сказкой ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок") может быть такой:
1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.
2. Показ настольного кукольного театра "Курочка Ряба" с одновременным рассказыванием.
3. Игра-инсценировка по сказке "Курочка Ряба"
4. Игра-драматизация по мотивам сказки "Курочка Ряба"
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как "петушок-золотой гребешок", "козлятушки-ребятушки", "коза-дереза" и др. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Воспитатель обеспечивает активность детей во время слушания : предлагает выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут потянут и т. п., используют разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок на фланелеграфе и пр., побуждает инсценировать отрывок из сказки. Известно, что на третьем году жизни ребенок может слушать рассказ взрослого, не сопровождаемый показом. Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых сказок. Необходимо также предусматривать задания на формирование интонационной выразительности речи. Восприятие некоторых сказок идет успешнее, если проводится предварительная подготовка (с детьми рассматривают иллюстрации к сказкам и знакомят с персонажами).
Необходимо избегать неправильных выражений ("расскажу сказочку, стишок"). Названия жанров должны даваться четко и правильно. Сказки рассказываются, рассказ читается, стихотворения читаются и заучиваются. Сказки детям предпочтительно рассказывать, а не читать по книге – это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
На НОД по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы. Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На НОД необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся в тексте действий.
Каждое занятие по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой должно быть структурно выдержано, иметь логику преподнесения материала, включать этапы освоения.
В начале НОД необходимо подготовить детей к восприятию текста. Это могут быть звукоподражания (Как крякает уточка); беседа (Кто по водичке умеет плавать); рассматривание картинок и др. Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть НОД важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением.
Беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышает интерес к изображенным событиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.
Следующая часть НОД должна возвратить ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сама потешка, песенка или сказка, а не беседа "по поводу", хотя продолжительность последней может иногда превышать время чтения. Поэтому целесообразно заканчивать НОД повторным чтением произведения.
Таким образом, методика знакомства младших дошкольников с художественной литературой (потешками, сказками, стихами) отличается своеобразием. НОД предусматривает не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем. Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.