Ольга Смирнова
Консультация для педагогов Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширить образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Публикация «Консультация для педагогов Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста- заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому уже в дошкольном детстве, с самого момента поступления ребенка в детский сад, мы знакомим детей с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребенок сам является её активным участником.
Такими возможностями обладает экспериментально- исследовательская деятельность. Она позволяет:
- дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах;
- повысить наглядность или доступность материала;
- сделать процесс обучения наиболее эффективным;
- наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников;
- положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
При организации исследовательской деятельности с детьми ставятся следующие задачи:
- формирование у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой);
- развитие собственного познавательного опыта, при использовании разных форм исследовательской деятельности;
- передача ребенку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Организация работы ведется по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа (характерные особенности сезонов);
- неживая природа (воздух, вода, почва, снег, песок и др.);
Исследовательская деятельность включает следующие формы работы с детьми :
- познавательные занятия, могут быть интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях используются различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Детям предлагается не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать;
- совместная деятельность в уголке экспериментирования. Можно провести с детьми такие эксперименты, как «свойства воды», «свойства песка», «свойства соли», «свойство бумаги», «как увидеть воздух, как услышать воздух», «красящие вещества овощей и фруктов» (свойства овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань руки, «что в коробке?» (значение света, источник света);
- занятия по труду в уголке природы и на участке. Осенью можно организовать работу на участке по уборке урожая, обратить внимание на цвет овощей красящие свойства. Весной организовать работу по посадке семян цветов, зелени, овощей. Отметить необходимые условия для роста растений;
- игры-эксперименты и дидактические игры. Эксперимент-игра «починим куклу» (знакомство со строением тела человека, игра- эксперимент «волшебные цветные стеклышки» (изменение цвета окружающих предметов с изменением цвета стекла, эксперимент- игра «украсим елку цветными льдинками» (свойство воды окрашиваться гуашью, замерзать на морозе, эксперимент- игра «мыльные пузыри» (свойство жидкого мыла растягиваться в тонкую пленку и образовывать пузыри);
-художественно-продуктивная деятельность. Рисование на тему «чудесный букет» (растиранием разноцветных лепестков цветов и листьев разного оттенка, «волшебные рисунки» (рисование лимонным соком, свечкой, «секретное письмо для мамы» (рисование молоком, рисование по мокрой земле, поделки из природного материала;
-наблюдения и опыты на прогулке. Наблюдения за растениями в цветнике и на огороде, наблюдения за падающими листьями (зависимость полета падающего листа от его величины и формы, рассматривание неба через цветное стекло, наблюдение за превращением воды в лед и наоборот, наблюдение за силой ветра по флюгеру, султанчикам, сбор цветов для создания сухих духов;
- чтение художественной литературы. Чтение природоведческой литературы, вечер загадок, «чудеса на грядке», чтение перед сном.
Такие формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, (вместе на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность).
Эффективность реализации исследовательской деятельности во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды в группе, которая может включать следующее оснащение:
- детская лаборатория (приборы, весы, песочные часы, увеличительное стекло, магниты, термометры, прозрачные сосуды, природный, бросовый материал, разные виды бумаги, зеркала, воздушные шары, цветные стекла, сито, поддоны, формочки и т. д.);
-дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации;
- создание мини-музея, сбор коллекций;
- «центр науки», в котором могут «жить» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми.
Известно, что ни одно воспитательную и образовательную задачу, нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. В индивидуальных беседах, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Можно предложить родителям картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, консультации на темы : «Строительство из песка», «Песочная терапия», «Изучаем свойство воды» и др.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам, пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.