МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением»

Бабушкина Юлия Николаевна
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением»

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению тесно связана с развитием словаря и грамматического строя речи ребёнка. Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи, которая зависит от дикции и от интонации. Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированным функционированием органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением“» размещена в разделах

Формирование звукопроизношения проходит ряд этапов. Речевые навыки складываются и формируются не случайно, а в результате последовательного усвоения детьми комплексов различных движений таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы. Все эти комплексы движений координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями.

Каким же образом музыкальные занятия влияют на развитие речи дошкольников?

Перечислим кратко качества, равно важные и для музыкального исполнения, и для развития детской речи; уточним возможности педагогического влияния на их формирование. И для музицирования, и для выразительной декламации необходимо развитие определё нных способностей: фонематического слуха, ритмического чувства, интонации и артикуляции, лексического запаса.

Речевой, или фонематический слух (умение различать звуки речи в их последовательности в словах) и умение дифференцировать фонемы (звуки речи любого языка, являющиеся смыслоразличителями слов) – важнейшие качества развивающейся речи. Фонематический слух успешно развивается на музыкальных занятиях благодаря чередованию учебных ситуаций. Педагогические установки внимательного вслушивания в звучащую музыкальную ткань, а также постепенно формируемые привычки к точному по высоте и качеству звукообразованию – безусловно, влияют положительно на развитие слухового анализатора ребёнка.

На развитие чувства ритма влияют все формы работы на музыкальном занятии : от песенок и ритмических движений – до танцевальных композиций и скороговорок. В младших группах ритмы песенок самые простые: с чередованием четвертных и восьмых длительностей. В средней и старшей группах появляются песенки с более сложным, т. н. пунктирным ритмом, а также распевы на одной гласной фонеме различных по длительности звуков. Таким образом, ритмическое чувство, как и другие музыкальные способности, формируется поэтапно.

Интонационные способности развиваются на каждом занятии музыкой при пении и вслушивании в звучащие произведения.

Проводя систематические, последовательные занятия пением и музицированием, мы не только направляем внимание детей на звуковую сторону языка, воспитываем активность фонематического восприятия. Эти занятия также помогают воспитанникам овладеть правильной дикцией, артикуляцией звуков, вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). И. П. Павлов, например, считал, что кинестетические раздражения органов речи составляют основной компонент второй сигнальной системы.

Добиваясь ясного произношения, пропевания гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, мы создаём у детей базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Особую роль в этих занятиях играют занимательные тексты песен, распевок, скороговорок и чистоговорок, специальных упражнений.

Для правильного произношения многих звуков должна быть сформирована длительная, целенаправленная акустическая воздушная струя. – Данное умение неизбежно формируется благодаря самой природе певческого интонирования.

В работе по увеличению словарного запаса, лексики речи ребёнка – так же, как и на всех других направлениях воспитательной деятельности, важны педагогические принципы доступности, постепенности, системности и последовательности.

Необходимую помощь в формировании речи дошкольника оказывают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Широкую известность получили научные публикации, показывающие, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому пальчиковые игры – с музыкальным сопровождением или без него – занимают определённое место на музыкальных занятиях.

Как важный воспитательный приём, на занятиях музыкой используется игра : в игровых ситуациях дети проявляют наибольшую активность, легче входят в контакт, охотно откликаются на предложение участвовать в учебной ситуации.

В заключение согласимся с возросшей актуальностью здоровьесберегающих педагогических технологий. Всем известно, что детские голоса очень слабые, крепнут медленно. Физиологически голосовые связки начинают закладываться только на шестом году жизни и продолжают формироваться до 12 лет. Находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения.

Дошкольники могут петь только тихонько и недолго, потому что их голос быстро устаёт и тогда совсем перестаёт слушаться. Пение песни в 3–4 куплета с диапазоном даже 6–7 звуков реально бывает возможным только в старшем дошкольном возрасте. Необходимо правильно и естественно развивать детские певческие возможности, позволяя им активно пользоваться слухом как контролирующим и регулирующим органом.

При неправильном, формально–потребительском подходе к детскому пению, при требовании петь всё громче и громче – у детей закрепляется привычка перекрикивать друг друга форсированным голосом, полное неумение им владеть, неразвитый музыкальный слух. Специалисты-фониатры предостерегают: неумеренная форсировка детского голоса может вести к дисфонии (полной потере голоса).

Ещё раз подчеркнём, что формирование певческих навыков и развитие музыкального слуха – очень тонкий, трудный и деликатный процесс, напрямую влияющий на развитие речи дошкольника.

Публикации по теме:

«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада .

Консультация для педагогов и родителей «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников» Дисциплина - это обучение правильному поведению. Очень актуальна данная тема в начале учебного года, когда происходит формирование детского.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для педагогов «Развитие речи и театрализованная деятельность детей от 2 до 3 лет» Дети от 2 до 3 лет имеют широкий диапазон индивидуальных различий в речевом развитии. В этом возрасте формируется эмоциональное общение.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников на занятиях музыкой и пением»
Опубликовано: 18 января 2024 в 10:24
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД