Елена Кулешова
Консультация для педагогов «Развиваем монологическую речь у дошкольников. Обучение пересказу»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Развиваем монологическую речь у дошкольников.
Обучение пересказу».
ГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление.
Виды речи.
1. Разговор двух или нескольких лиц называется диалог.
2. Развёрнутое высказывание одного лица называется монолог.
Публикация «Консультация для педагогов „Развиваем монологическую речь у дошкольников, Обучение пересказу“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Под развитием связной монологической речи понимают обучение рассказыванию. Эта работа проводится по двум направлениям: обучение пересказу и обучение составлению рассказов (сочинение или придумывание).
Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.
Нужно помнить о том, что речь педагога должная быть образцом для ребенка.
Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной!
Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи самого педагога присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.).
Виды занятий по развитию речи, не интегрированные, а в чистом виде, традиционные:
— пересказ;
— рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника;
— рассказ по серии сюжетных картинок;
— описательный рассказ предмета или животного;
— творческий рассказ.
Работа над монологом в каждой возрастной группе отличается сложностью содержания картины, размером текста для пересказа, определяется программой.
Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы для воспроизведения.
Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Традиционная методика предлагает нам следующую схему обучения пересказу :
I. Выбор текста для пересказа
II. Подготовительная работа
III. Непосредственное обучение пересказу
Рассмотрим выбор текста для пересказа.
Что можно пересказывать?
Сообщения бытового характера и произведения художественной литературы.
Какие произведения художественной литературы выбираете вы для занятий по пересказу? (сказки и тексты).
Какие тексты? (В первую очередь, тексты, рекомендованные образовательной программой. Также можно пересказывать произведения наших классиков: Чарушина, Бианки, Сухомлинского, Сладкова, Сутеева, Пришвина, Чуковского и др.).
Следующий этап — подготовительная работа — включает:
1) знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа
2) рассматривание картин, иллюстраций по теме
3) наблюдение в природе и окружающей жизни
4) рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа
5) лексико-грамматические упражнения на материале рассказа
6) материальное обеспечение (оборудование) к занятию
7) заучивание наизусть (выборочное) потешек, стихов, пословиц и т. д.
Перейдем к непосредственному обучению пересказу.
Как вы думаете, сколько раз будет читаться текст? — три.
Первое чтение (без установки на запоминание). Как вы думаете, какая его цель? Целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми.
Когда нужно читать? Во время занятия, но можно и предварительно прочитать.
Второе чтение (с установкой на запоминание). Проводит педагог непосредственно на занятии.
Беседа по содержанию (вначале это только ответы детей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овладения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе становится более активной).
Как вы думаете: для чего нужна беседа? Цель беседы — усвоение содержания произведения. Основной прием обучения пересказу — словесный, т. е. задавание вопросов. Дополнительные приёмы — опора на реальные предметы, опора на картинки, работа с интонацией.
Типы вопросов:
Репродуктивные, требующие простой констатации фактов (кто? Что? Где? Когда? Какой).
Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?
Другая группа вопросов — поисковые — направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем). В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?
Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос — наводящий или подсказывающий (уже содержат в себе ответ). В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша).
Продолжая беседу о строительстве дома, воспитатель спрашивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» — «Да! Да! — восклицают дети, — кровельщик!».
Приемы работы над текстом:
1) рассматривание иллюстраций;
2) выстраивание логической последовательности серии сюжетных картин;
3) придумывание дополнительной и недостающей информации;
4) выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов;
5) лексико-грамматические упражнения по тексту
6) обсуждение составленных предложений и выбор удачных вариантов После обсуждения содержания текста можно прочитать произведение в третий раз.
Основная задача — расставление смысловых акцентов, в результате чего текст делится на части и составляется план рассказа.
Рассмотрим подробнее работу с планом текста.
Формы плана:
1) цитатный план — ключевые, значимые фраза из текста;
2) вопросительный — вопросительные предложения, ответы на которые облегчают пересказ (подсказывающий). Например, куда ходил мышонок?
3) повествовательный — в форме простых двусоставных предложений (пересказ по этому плану требует большей речевой самостоятельности) Например, мышонок ходил в лес;
4) назывной — в форме односоставных назывных предложений (самый сложный в работе).
Например, прогулка мышонка в лесу.
Пересказ можно построить по плану с опорой (зрительной или словесной) или без нее.
Виды зрительной опоры:
— Иллюстрации к литературным произведениям;
— Серии сюжетных картин;
— Набор предметных картинок к тексту;
— Символы и пиктограммы.
Виды словесной опоры:
— Деформированный текст;
— Подсказка в виде первой фразы;
— Опорные слова;
— Опорные фазы с последующим распространение.
Что нужно знать ребенку для пересказа?
Для успешного пересказа детям необходимо дать представление о том, что у любого текста есть начало, середина и конец. Также детей нужно научить связывать предложения между собой.
Вспомним виды связи предложений:
1) Цепная связь при помощи местоимений (Прибежал зайчик, он любит морковку и живет в лесу);
2) Лексический повтор (Прибежал зайчик. Зайчик любит морковку);
3) Замена синонимом (Прибежал зайчик. Трусишка любит морковку).
Виды пересказа :
— Коллективный (с обсуждением вариантов фраз);
— Выборный (пересказ отдельных фрагментов);
— По цепочке;
— С элементами драматизации;
— С изменением лица.
Этапы обучения пересказу детей разных возрастов.
Обучение пересказу детей третьего года жизни (первая младшая группа).
Для пересказа выбирают хорошо знакомые сказки (в соответствии с образовательной программой).
Используют наглядные схемы и настольный театр.
При повторном чтении сказки, воспитатель обращает внимание детей на последовательность появления героев, на их действия. Далее воспитатель напоминает текст, ре- бенок повторяет 1–2 слова или предложение, а ребенок пересказывает по вопросам. Пересказ детей младшего возраста сопровождается только положительной оценкой педагога.
Обучение пересказу детей четвертого года жизни (вторая младшая группа).
Как и в предыдущей возрастной группе, для пересказа берутся хорошо знакомые сказки (в соответствии с образовательной программой). Используем наглядные схемы или настольный театр. При повторном чтении сказки, воспитатель обращает внимание детей на последователь- ность появления героев, на их действия. Однако детям четвертого года жизни педагог задает наводящие и под- сказывающие вопросы, а ребенок пересказывает по вопросам, используя часто повторяющиеся строчки текста.
Обучение пересказу детей пятого года жизни (средняя группа).
Обучение пересказу детей пятого года жизни может строиться на материале новых сказок и коротких рас- сказов. После повторного чтения сказки проводится беседа по содержанию произведения, для построения которой педагог использует поисковые вопросы. Ребенок пересказывает, используя диалоги действующих лиц, соблюдая интонацию героев сказки, таким образом, можно сказать, что проводится режиссерская игра. В данном возрасте важно начинать пересказывать текс максимально приближенно к оригиналу, ясно выражая авторскую мысль. Пересказ детей средней группы педагог может оценить, обозначить, что у ребенка получилось хорошо, а над чем ему еще предстоит поработать.
Обучение пересказу детей шестого года жизни (старшая группа).
Выбирая произведение для пересказа, педагог можно обратиться к новым объемным сказкам или рассказам.
После повторного чтения сказки проводится беседа по со- держанию произведения, для построения которой педагог использует поисковые вопросы. Ребенок пересказывает, цитируя высказывания действующих лиц, соблюдая
интонацию героев сказки, в соответствии с переживаниями героев.
Обучение пересказу детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа).
В подготовительной группе — занятие по пересказу текстов состоит из следующих частей:
1. Вводная беседа, которая настраивает на восприятие произведения (вопросы, рассматривание художественных иллюстраций)
2. Чтение литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста. Очень важно выразительно прочитать текст.
3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы тщательно продуманы. Данная часть занятия не должна быть длинной, достаточно 4–5 вопросов.
4. Повторное чтение литературного текста с установкой на запоминание и пересказ.
5. Пересказ произведения детьми. Строят грамматически правильно предложения, связно и последовательно передавать содержание. Если небольшой текст, то ребенок пересказывает его целиком. Более длинный рассказ — цепочкой. Если затрудняются — задаются вопросы. Дети привлекаются к оценке рассказов товарищей.
Литература:
1. Глухов В. П, Методика формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. — М. : В. Секачев, 2012.
2. Интернет-ресурс: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-doo-po-teme- sposoby-razvitiya-monologicheskoj-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html.
3. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методические материалы и приемы: методическое пособие. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010.