Получи документы

Консультация для педагогов родителей старшего дошкольника «Зависимость форм восприятия от видов памяти»

Лилия Мартыненко
Консультация для педагогов родителей старшего дошкольника «Зависимость форм восприятия от видов памяти»

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия : и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

От того, какой канал у ребенка является ведущим, зависит освоение многих важных навыков, таких как чтение или письмо. Особенности умственной работы у человека существенно отличаются из-за уровня отвлекаемости, особенности запоминания и др.

Публикация «Консультация для педагогов родителей старшего дошкольника „Зависимость форм восприятия от видов памяти“» размещена в разделах

Наблюдая за школьниками, можно увидеть, что одни дети успешнее запоминают учебный материал, читая его про себя, другие — читая вслух или слушая учителя, третьи, для того чтобы запомнить, прибегают к записи.

Анализ различных источников показал, что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей можно разделить на четыре категории: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты.

Визуалы – это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы – это те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения, такие, как обоняние, осязание и др. и с помощью движений.

У дискретов восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Визуал – это человек, у которого больше развито зрительное восприятие информации. Для такого человека крайне важно видеть говорящего. В процессе восприятия для него важен цвет, свет – это улучшает восприятие. В плохо освещённом помещении он не может работать, так как быстро наступает утомление. Зная данные особенности, следует придерживаться следующих рекомендаций: таких детей лучше садить ближе к окну и дальше от доски. В процессе восприятия для них важна форма, внешний вид. Такой ребёнок всегда аккуратен. Для визуала важно, что на нём надето. При восприятии информации такому ребёнку нужна определённая дистанция. Поэтому, работая у доски, он может отойти; написав что-то – отклониться в сторону или отодвинуть тетрадь. Когда он сосредотачивается, то глаза уходят в потолок, он прищуривается, морщит нос. Для визуала важно рассмотреть. Поэтому при разговоре он смотрит в глаза, взгляд прямой и устремлённый. Ему важно как на него смотрят. Пренебрежительный, недоброжелательный взгляд может лишить его равновесия, вывести из себя. Визуал учится глазами. Для него важен контакт глазами, улыбка, мимика. Во время ответа на него нужно обязательно смотреть. В своей речи часто использует слова «посмотри», «взгляни», «наблюдать», «картина», «яркий», «красочный». У визуала необходимо развивать умение общаться и двигательные навыки.

У аудиала преобладает слуховое восприятие. Он легко отвлекается на звуки. Для него важна интонация, красивый голос. Его раздражают посторонние шумы, излишняя высота и громкость звучания музыки, речи. Он любит слушать музыку. Очень любит, когда называют его имя, любит слушать свой голос, ему важно выговориться. Если на уроке его не спрашивают, то начинает разговаривать с соседями. Спрашивая такого ребёнка или делая ему замечание, важно назвать его по имени. Эти дети болезненнее других реагируют на замечания, особенно если они сделаны в грубой форме. Аудиала легко узнать по внешним признакам: думая, он уводит глаза в сторону или опускает глаза в пол, слушая, не поднимает глаз, может при этом что-то рисовать. Чтобы установить с ним контакт, нужно изменить голос, произнести его имя. Он громко говорит, использует в речи слова «послушай», «обсуждать», «голос», «молчаливый». Имеет большой словарный запас, умеет убеждать, легко вступает в общение.

Кинестетику важно мышечно-тактильное восприятие информации. Ему необходимо потрогать, повертеть, обследовать то, что он изучает, в том числе на вкус, запах. Он «думает руками». Такому ребёнку трудно просто сидеть, поэтому он вертится, вертит что-то в руках, что-то достаёт, тем самым подпитывает свою память и внимание. Во время объяснения он не может и не смотрит в глаза учителю. Кинестетика легко узнать по внешним признакам: он как будто играет своим телом во время ходьбы; чаще, чем остальные развязан, расслаблен. Разговаривая, подходит вплотную. Любит обниматься, трогать других руками. Не любит жёстких стульев и неудобной мебели. Может выглядеть неряшливо, так как для него не важен внешний вид одежды. Он всегда находится сам в себе, важны собственные ощущения. Такой ребёнок не любит яркий свет, предпочитают полумрак, уединение. Поэтому в классе кинестетикам сидеть лучше дальше от окна, но ближе к учителю. На перемене они часто виснут друг на друге, толкаются, затевают драки. Такие дети очень подвижны, главное для них – заниматься делом. Они много и активно жестикулирует. Хорошо воспринимают запахи, у них отлично развит вкус. В разговоре кинестетики с трудом подбирают слова, говорят очень тихо и медленно. Употребляют слова: «мягкий», «тёплый», «гибкий», «уютный», «кольнуло», «задело».

У дискретов или дигиталов (от англ. «digital» - цифровой) - восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Речь у дискретов исключительно логическая, похожа на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Обычно использует такие речевые обороты, как «во-первых», «вследствие», «это значит», «таким образом», «думаю», «размышляю», «логично», «следовательно». Дискреты трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Но скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не показывая окружающим свою эмоциональность. Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. С помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности. Дискретам приписывают любовь к строгому стилю и к классическому дизайну. Дискрета легко узнать по внешним признакам: руки скрещены на груди, осанка прямая, движения не гибкие, голова поднята, смотрит «над толпой».

Существуют аспекты модальности, которые позволят в будущем улучшить работу по активизации познавательной деятельности:

1) Словарь общения.

2) Направление взгляда.

3) Особенности внимания.

4) Особенности запоминания.

5) Способ записывания домашнего задания.

6) Особенности поведения детей на перемене.

Словарь общения визуала отличается частым употреблением в своей речи существительных, глаголов, прилагательных, связанных в основном со зрением. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения.

Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.

Особенностями внимания кинестетика является сложность при концентрации своего внимания. Его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенностью запоминания визуала является сохранение в памяти всего того, что он видел, при этом он запоминает картинами. Аудиал запоминает то, что обсуждал; ему свойственно запоминать слушая. Кинестетик помнит общее впечатление и запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

Если посмотреть, как учащийся записывает домашнее задание, то можно выделить следующие особенности:

Визуал послушно открывает дневник и записывает или переписывает с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал, если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Большую информацию об учащихся можно получить, наблюдая за их поведением на перемене.

Визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное – это возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

При организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При преподнесении учебного материала следует по возможности адресоваться к различным анализаторам, таким, как зрительному, слуховому и двигательному, так как это благоприятствует лучшему закреплению и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти.

Надо систематически знакомить учащихся с приемами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники по мере приобретения опыта учебной работы сами найдут их.

Учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников, что позволит ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой — целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.

Существуют особенности в обучении и поведении. Визуалы, как правило, наблюдательны; ориентированы на внешний вид; с трудом запоминают словесные инструкции, но хорошо запоминают образы; не отвлекаются на шум (часто внешний ритм даже способствует быстрому усвоению материала); испытывают замешательство, читая слова, которые раньше не видели; в чтении успешны; отличаются живой образной фантазией.

При обучении визуалов необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; следует выделять различными цветами важнейшие аспекты содержания; записывать действия; использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Таким учащимся результативнее самим читать текст учебника, чем слушать устное объяснение темы учителем. Для повышения работоспособности визуалов освещение рабочего места должно быть хорошим. В сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность, так как создаются помехи для зрительного восприятия. Для привлечения внимания визуала к учителю на протяжении всего урока, внешний вид учителя должен характеризоваться яркими, цветными деталями. Это может быть шарфик, галстук, одежда и т. д.

Кинестетики при общении стоят близко, стараясь под любым предлогом касаться собеседников; они подвижны; имеют хорошо развитую координацию движений; много жестикулируют; обучаются, делая всё на практике; при чтении водят пальцем по строчке текста; помнят общее впечатление; имеют хорошую интуицию; слабы в деталях; лаконичны; в речи используют слова, преувеличивающие описываемые события. При обучении кинестетиков следует использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость изложения материала. Учитывая, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, необходимо предлагать им задания, связанные с практической деятельностью, такой как опыты, лабораторные работы, проигрывание информации, переписывание текстов, сбор гербария и т. д. При объяснении новой темы можно использовать прием преувеличения значимости событий. Для повышения работоспособности кинестетикам необходимо комфортное состояние тела: тесная обувь или низкая/высокая температура в классе негативно влияют на протекание познавательных процессов.

Аудиалы часто разговаривают сами с собой; говорят ритмически; легко отвлекаются на шум; предпочитают счет и письмо; легко осваивают иностранные языки; обучаются, слушая; хорошо читают новые слова; разговорчивы; любят дискуссии, споры и размышления; легко повторяют услышанное; шевелят губами, проговаривая слова при чтении. Работая с аудиалом, можно использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту). Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов. Их работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает усвоению информации, он воспринимает любые помехи для слухового восприятия.

Замечания ученикам необходимо также делать на языке их модальности: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – легко прикоснуться к плечу; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.

В процессе обучения учитель должен обладать гибким стилем деятельности, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на визуальную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учащимся.

Учащиеся каждой модальности имеют свой предпочитаемый язык, который позволяет наиболее полно усвоить получаемую информацию.

В процессе обучения рекомендуется учителю придерживаться следующих рекомендаций:

- Для визуалов чаще использовать наглядности (картины, портреты, сравнение образов, свобода мыслей, инсайт, догадки, варьирование интонацией голоса, обращение к прошлому, инсценировка произведения, выразительное чтение по ролям, использование выражений: «вглядитесь», «представьте», «что увидели?», «что заметили?», «что общего?».

- Для кинестетиков использовать поощрение в виде пожимания руки и прикосновения, сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения и учителя, передача собственного эмоционального состояния, ритм стиха отбивается учащимися рукой или ногой, школьники могут стоять во время урока или отвечать сидя, использование выражений: «почувствуйте», «похолодело», «потеплело», «ощутите себя маленькой частицей» и т. д.

- Для аудиалов подойдёт чтение стихов, дискуссии, работа хором, варьирование громкости голоса, паузы в речи, прогноз темы на будущее, формулировка выводов, обучение и проверка других, нахождение фрагментов текста, цитирование строк (детализация, несогласие с мнением класса, звук колокольчика, анализ звуков («завыла как дитя…», использование выражений: «вслушайтесь», «что услышали?».

Многосенсорное обучение школьников возможно на всех уроках. Именно от мастерства, творчества и таланта учителя зависит то, как он будет предоставлять информацию на уроках.

Известно, что любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника»Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста»Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста» Игра - ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Для малышей игра является мотивирующим фактором в изобразительной.

Консультация для педагогов «Использование интерактивных инновационных форм работы с детьми по ПДД»Консультация для педагогов «Использование интерактивных инновационных форм работы с детьми по ПДД» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может себя.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС» Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов родителей старшего дошкольника «Зависимость форм восприятия от видов памяти»
Опубликовано: 23 июня 2023 в 11:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД