Консультация для педагогов «Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста»

Елена Просекова
Консультация для педагогов «Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста»

Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественное творчество»проводится мною в три этапа: входящая диагностика, позволяющая выявить уровень развития творчества, проведение занятий, направленных на развитие художественного творчества и итоговая диагностика, позволяющая выявить динамику художественного творчества.

Критериями оценки уровня развития изобразительного творчества, являются критерии оценки Г. П. Гилфорд и П. Торренс в обработке Н. А. Ветлугиной,которые позволяют выявить: уровень развития творческого воображения, уровень развития художественных способностей, отношение к творчеству, применение в рисунке различных способов изображения, самостоятельность замысла, содержание изображения и т. д.

Далее, на основании данных входящей диагностики планировалась и проводилась работа по развитию художественного творчества детей старшего дошкольного возрастас использованием нетрадиционных техник:

РИСОВАНИЕ ПО МОКРОМУ

Материалы: бумага, гуашь или акварельные краски, вода, широкая и узкая кисти, тряпочка, ванночка.

Способ получения изображения: ребенок мочит лист бумаги водой. Можно это сделать ладошкой, губкой или намочить лист в ванночке. После этого ребенок по сырому пишет фон, используя больше различных цветов. Изображает с помощью красок различные предметы.

КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Недостающие детали дорисовываются.

ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

ОБРЫВАНИЕ БУМАГИ

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем

рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

ЗНАКОМАЯ ФОРМА - НОВЫЙ ОБРАЗ

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

ЧЕРНО-БЕЛЫЙ ГРАТТАЖ (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

ЦВЕТНОЙ ГРАТТАЖ

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

ТЫЧОК ЖЕСТКОЙ КИСТЬЮ

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ

Смешивание красок — это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трех основных цветов (красного, синего и желтого) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и черной - разные оттенки исходного цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводя темный цвет и тщательно промешивая краски между собой, и, только добившись нужного оттенка, можно начинать рисовать на бумаге.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.

МОНОТИПИЯ

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: дети складывают лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. В этой технике получается всего один отпечаток, второго сделать нельзя. Но этот один отпечаток бывает очень красивым и необычным.

ШАБЛОНОГРАФИЯ

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать,что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.

Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

Первоначально была создана предметно-развивающая среда, выставлялись различные иллюстрации, картины, автопортреты с изображением сказочных героев, животных, растений, рисунки, фото.

Подобран нетрадиционный материал для рисования: восковые мелки, ложечки, листья, печатки, цветная бумага, салфетки, карандаши, геометрические фигуры, трафареты, кисти, краски, гуашь, свечи, палочки для процарапывания, губки, зеркала.

Была составлена серия занятий, которая состоит из 4 блоков,в каждом блоке по 3 занятия:

- 1 блок - рисование пальчиками «Ветка рябины»; смешивание цветов «Цветик-разноцветик»; цветной граттаж «Я в подводном мире».

- 2 блок - кляксография «Веселые кляксы»; тычок жесткой кистью «Я люблю колючее, я люблю пушистое»; черно белый граттаж «Мой портрет».

- 3 блок - монотипия «Морозный узор»; печать листьев «Осень на опушке краски разводила»; знакомая форма «Бабочки, которых я видел летом».

- 4 блок - обрывание бумаги «Паук в паутине»; рисование по мокрому листу «Волшебная страна - подводное царство»; шаблонография «Рисуем по шаблону».

В занятия были включены элементы игровой мотивации: Выставка для родителей «Подарок маме»; выставка рисунков в музыкальном зале для детей всего сада.Детям с нарушением речи предлагалась роль: русалок, водолазов, художников, волшебников.

Третьим этапом является повторная диагностика, которая позволяет выявить эффективность использования нетрадиционных изобразительных технологий в образовательной области «Художественное творчество» с целью развития художественного творчества старших дошкольников с нарушением речи. В данном случае отмечается положительная динамика в развитии художественного творчества в рамках образовательной области «Художественное творчество».

Анализируя особенности развития творчества у детей с нарушением речи, мы наблюдали не только более устойчивую динамику по всем критериям, но и заметные качественные изменения, которые выражались в особом восприятии цвета; передачи эмоциональности при помощи различных оттенков; яркости и необычности создаваемых образов; задействовании наибольшего пространственного положения; тщательном обдумывании композиционного замысла, а также в подборе изобразительных средств выразительности; наличие индивидуального ритма в отображении основного замысла.

Благодаря развитию зрительно-пространственного гнозиса, дошкольники с нарушением речи стали более точно отражать форму предмета, соблюдать правильное их пространственное расположение и симметричность в изображении. У них развилось умение создавать двуфризовую композицию, появилось единство в изображении предметов, а также композиционный замысел. Создание новых образов осуществлялось не только за счет своеобразных форм, но и всей гаммы цветов.

Движения мелкой моторики стали более точными, координированными. Дети научились свободно ориентироваться в пространстве листа, правильно переносить графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Следует также отметить, что нетрадиционная техника изображения способствовала не только развитию речи и творчества, но и повлияла на развитие личности ребенка в целом. Увеличилась работоспособность с заметной концентрацией внимания, появились первые попытки самостоятельно контролировать результаты собственной работы, уменьшились возбудимость, раздражительность, общая заторможенность, исчезли замкнутость и обидчивость, появилась повышенная потребность в общении. Дети стали более эмоционально отзывчивыми, появилось стремление прийти на помощь товарищу без напоминания со стороны взрослого.

Публикации по теме:

«Развитие двигательного творчества у детей дошкольного возраста в подвижной игре». Сообщение для педагогов В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы исследования. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось.

Консультация для педагогов «Содержание работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром» Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют.

Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста» Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки, но и творчество, познание окружающего мира с детьми старшего.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» После выступления 16.03.2017 года на методическом объединении воспитателей Туапсинского района и города Туапсе, моё выступление было отобрано.

Методическая разработка Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятель Содержание: • Введение • Теоретические основы o Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей o Взаимосвязь головного мозга.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Система работы по развитию мелкой моторики среднего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр После проведенной диагностики, нами было выявлено ряд проблем развития мелкой моторики у детей старшей группы. Хорошо развитая мелкая моторика.

Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются: - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 06:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...