МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи

Ирина Каменская
Консультация для педагогов «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,

Может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари

В последние годы появилась самостоятельная методика – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто

рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать

Публикация «Консультация для педагогов „Сказкотерапия“ на занятиях по развитию речи» размещена в разделах

вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни.

Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются

основой сказкотерапии.

Выделяют пять видов сказок :

• художественные сказки – это народные и авторские;

• дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного

материала;

• психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);

• психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл

происходящих событий;

• медитативные сказки создаются для накопления положительного

образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках,

так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического

воздействия.

Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки,

арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный

образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать

смысл и важность определённых знаний.

Алгоритм дидактической сказки – задания :

1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый

символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать

злые сказочные персонажи (дракон, Кощей, стихийные бедствия (ураган,ливень, тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие

друзей).

3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране

необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного

материала).

При работе со сказками у детей формируется положительная

мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.

Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и

однообразными.

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение

рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В

рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему:

применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться

сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы

драматизации и использования различных видов театрализованной

деятельности.

Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он

представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём

воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время

в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с

показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и

навыков речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте

творчеств, а в самом процессе.

Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает

социально – личностный аспект формирования личности ребенка.

Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент

коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти

качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение

ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения

на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл

происходящего. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

Рекомендации по организации и проведению занятий.

Что нужно знать при проведении занятия?

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по

сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть,

расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1. Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях

дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания

по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу

расслабления.

2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность

говорить о своих ощущениях и чувствах.

2.3. Вхождение в сказку : создается настрой на совместную работу,

коллективное единство и сплоченность.

2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями

и создаёт определённую атмосферу во время занятия.

2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через

определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того,

известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим

интересом.

2.6. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные

произведения необходимо варьировать.

2.7. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от

него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет

направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова,

движения, даже импровизация (их надо поощрять особо) являются

успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это

выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными,

раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает

лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать,

словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура занятия :

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие

выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.

3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых

качеств личности ребёнка/.

5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.

6. Резюмирование / обобщить приобретённый опыт/.

7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новые знание, подготовить

ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе

психологического воздействия средство работы с внутренним миром

ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для

того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь

ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически,

воспринимать окружающее.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками»Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками» Уважаемые коллеги! Изготавливая «ЛЕПБУК» для родителей, по развитию речи детей младшего возраста, как особую форму организации учебного.

Консультация для логопедов «Технологии, способствующие развитию речи ребенка» Технологии, позволяющие развивать речь ребенка, именно - игровые технологии. Так как именно в игровой форме мы доносим информацию до ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 15 апреля 2021 в 07:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД