Ирина Мистейко
Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Многие ученые занимались вопросом преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Большой вклад в содержание методики коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи внесли Р. Е. Левина, Б. М. Гришпун, Л. С. Волкова, Г. В. Чиркина, Л. Н. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина, В. П. Глухов, В. К. Воробьева и многие другие.
Публикация «Консультация для педагогов „Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Л. Н. Ефименкова обращает внимание, что общее недоразвитие речи – это комплексное нарушение, в результате которого страдает не только речь, но и оказывается отрицательное влияние на развитие неречевых процессов : память, внимание, мышление, воображение, которые являются базой для развития речи. Именно поэтому обучение детей с общим недоразвитием речи необходимо начинать не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.
Коррекционно-логопедическая работа в соответствии с уровнями речевого развития детей делится на четыре этапа. Основная работа первого этапа - формирование пассивного и активного словаря. На втором этапе главное - формирование фразовой речи. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи. Главная задача в работе с детьми четвертого уровня речевого недоразвития – подготовка к школе. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря и формированию фразовой речи. Формирование структуры фразовой речи следует начинать с самого простого: накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка.
Т. Б. Филичева выделяет следующие специальные образовательные условия, от которых зависит эффективность всей коррекционной работы :
- систематичность проведения занятий;
- распределение материала в порядке усложнения;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений:
- воспитание внимания детей к своей речи и окружающих;
- разнообразие организационных форм и методических приемов работы с учетом психолого-педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых интеллектуальных и физических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима;
- осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.
Основная форма организации коррекционно-развивающей работы –занятия, которые бывают групповые (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой коррекционно-развивающего обучения. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся вне занятий, с учетом психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Тяжесть определения речевого дефекта определяет периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у детей занятия могут проводиться в подгруппе. Подгрупповые занятия - не менее трех раз в неделю.
Продолжительность группового логопедического занятия:
в старшей группе - 20-25 минут;
в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
В зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи Т. Б. Филичева логопедические (фронтальные) занятия подразделяет на следующие типы:
1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
а) занятия по формированию словарного запаса;
б) занятия по формированию грамматического строя языка.
2. Занятия по развитию звуковой стороны речи.
Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков, фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Занятия по развитию связной речи.
Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельным высказываниям.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
Основной задачей индивидуальных занятий является формирование звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, формирование правильных артикуляционных укладов, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
На всех видах занятий проводится совершенствование моторных навыков, координации движений, ориентировки в пространстве, конструктивного праксиса. Эта работа согласовывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Решению задач коррекционно-развивающего обучения способствуют и дидактические игры. С их помощью логопед проводит работу по развитию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а кроме того способностей словообразования у детей. Комплексы игр, имеющие огромный спектр вариативности и многофункциональности, применяются в согласовании с лексическими темами, со степенями патологий речевой деятельности детей дошкольников с ОНР.
Т. Б. Филичева подчеркивает, что воспитатель логопедической группы и логопед должны работать слаженно, придерживаясь единых требований коррекционно-развивающей программы. Их правильно спланированная работа дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Во второй половине дня воспитателем проводятся индивидуальные групповые занятия по заданию учителя-логопеда, направленные на автоматизацию поставленных звуков, развитию речевого дыхания, общей и мелкой моторики, лексики и грамматики. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи по подготовке к овладению связной речью проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия рекомендуется проводить в игровой форме с привлечением любимых кукольных персонажей, с использованием различных заинтересовывающих моментов, располагающих детей к общению.
На первом этапе логопед работает над пониманием ребенком речи, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. В первую очередь отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Вова, Оля, Катя, вата и т. д., потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Когда дети овладевают этим этапом, постепенно усложняется структура слова. Как только у ребенка сформируется даже самый незначительный словарный запас, можно начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: «Это папа. Вот папа. Папа сидит. Мой папа». Потом в предложение вводится обращение: «Мама, дай мяч». Затем - указательное местоимение: «Это маленький мяч. Это большой мяч». Теперь можно использовать распространенное предложение с прямым дополнением: «Таня везет мишку» и т. д.
На данном этапе работы над фразой не требуется ставить первоочередной задачей грамматическое ее оформление, но формированию понимания грамматических форм нужно уделить большое внимание. Как отмечает Н. С. Жукова, отличительной чертой фразовой речи на первых порах является такое явление, когда «внутри предложения одни синтаксические отношения имеют грамматически правильное оформление, а другие — не имеют, поэтому такое предложение оказывается грамматизированным только частично. Полная же грамматизация разных типов предложений происходит неодновременно и находится в тесной взаимосвязи с усвоением ребенком отдельных грамматических категорий».
Как только ребенок усвоил фразу, пользуется ею в активной речи, можно включить ее в диалог. Для этой цели логопед подбирает дидактические, подвижные игры с речевым сопровождением, дает различные задания, поручения, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понимает фразу и умеет ли ее использовать в своей речи. Отработанный речевой материал можно использовать при драматизации русских народных сказок.
Работа c детьми второго уровня ОНР, так же как и с предыдущим уровнем, ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.
Логопедические занятия с этими детьми подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина обращают внимание, что фронтальные занятия с детьми второго уровня речевого недоразвития проводить нецелесообразно, учитывая их неврологический и речевой статус, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной. Именно поэтому индивидуальные занятия должны носить опережающий характер, так как основная их цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. Продолжительность индивидуальных занятий в начале года – 10-15 минут, спустя 2 месяца время можно увеличить до 15-20 минут.
Количество детей в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2-3 до 5-6 человек) и зависит от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения. Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные - ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.
Г. В. Чиркина отмечает, что содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей :
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи.
На данном этапе все подгрупповые логопедические занятия можно разделить на следующие виды по формированию:
- словарного запаса;
- грамматически правильной речи;
- связной речи;
- звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры слов.
В логопедической работе с детьми второго уровня речевого недоразвития Л. С. Волкова выделяет следующие задачи коррекционно-логопедической работы :
1) Интенсивная работа по развитию понимания слова, направленная на различение форм слова.
2) Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий.
3) Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми ОНР по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста предполагает обучение верному использованию слов в различных грамматических формах, точному словоупотреблению, последовательному выражению мыслей. Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами.
Формирование фразовой речи включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, дидактических игр, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа «Мышка ест. Мама сидит».) к распространенному.
Л. Н. Ефименкова обращает внимание, что работа по распространению двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей: «Даша шьёт юбку. Суп едят ложкой». Затем вводится определение: «Бабочка села на красивый цветок». Потом в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: «Птица сидит с птенцом. Дети играли в интересную игру». И, наконец, вводится обстоятельство: «Мы едем в деревню».
Одновременно формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами). Работа по его грамматическому оформлению начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.
После усвоения беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи, затем можно перейти к работе по усвоению предложно-падежных конструкций.
Следующим этапом будет отрабатывание подчинительной связи (управление, при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Отработку падежных форм нужно проводить по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: «Вижу маму. Вижу папу»; творительный падеж орудийности: «Рубить топором»; дательный косвенного объекта: «Дать удочку рыболову»; родительный принадлежности: «Книга брата».
На материале наречий дети усваивают глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание). Сначала нужно отработать пространственные наречия : близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т. д.
Одновременно с работой над структурой предложения ведется работа над интонационной выразительностью. Логопед формирует у детей представления о повествовательной и вопросительной интонации.
После того, как у детей достаточно обогащен словарный запас, связная речь правильно оформлена, дети чувствуют себя уверенней, их речевая активность повышается. Она побуждает их к общению с детьми и взрослыми. На данном этапе логопеду важно помочь ребенку в установлении речевого общения. Эта помощь может быть различного характера, например: поощрение за правильно построенную фразу, сочетание речевой активности с различными формами деятельности (игры, труд, рисование, лепка и т. д., постановка перед детьми посильной речевой задачи.
У детей Ш уровня речевого развития фразовая речь в целом сформирована, по мнению Л. Н. Ефименковой, остаются незначительные элементы аграмматизма в виде неправильного употребления существительных и прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неправильного согласования существительных и прилагательных с числительными. Словарь близок к возрастной норме. Остается несформированной связная речь.
Дети с общим недоразвитием речи на первом году обучения не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Причинами этого являются не только речевое недоразвитие, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость. Поэтому для проведения фронтальных логопедических желательно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
В обучении детей 3 уровня ОНР выделяют следующие основные задачи по продолжению работы по развитию :
- понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
- произносительной стороны речи;
- самостоятельной развернутой фразовой речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
С детьми третьего уровня речевого недоразвития предусматриваются следующие виды занятий:
- формирование связной речи;
- совершенствование грамматического строя, словарного запаса;
- формирование правильного произношения.
На третьем этапе основным направлением работы является развитие связной речи, но по-прежнему большое внимание уделяется совершенствованию фразовой речи. Детям дается понятие о слове как о лексической единице. Практически ведется работа над связью слов в предложении, над структурой предложения и его грамматическим оформлением.
Особенность работы с детьми четвертого уровня ОНР заключается в том, что основным направлением коррекционно-логопедической работы является подготовка к школе. Фразовая речь на этом этапе уже сформирована, поэтому работа с детьми направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи.
Логопедические занятия с детьми четвертого уровня проводятся в тех же формах: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (длительностью 30-35 минут).
Можно выделить основные направления логопедической работы по формированию произносительных навыков:
- закрепление навыков четкого произношения гласных и согласных звуков;
- усвоение сложных дифференцировок (ть-ч-сь-щ-с; ррь-лль-й);
- употребление в речи слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости («велосипедистки едут на велосипедах» и т. д.).
При работе над лексическими компонентами языка особое внимание уделяется следующим направлениям:
- на уточнение и расширение значений слова;
- на формирование семантической структуры слова;
- на введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь.
На данном этапе можно выделить еще одно направление коррекционно-развивающей работы : обучение детей навыкам практического употребления слов в речи. Большое внимание также уделяется практическому усвоению грамматических форм языка. Закрепляя навыки изменения слов по числам, родам, падежам, лицам, дети учатся правильно использовать усвоенный материал в самостоятельной связной речи.
Задачи коррекционно-развивающей программы реализуются и в работе воспитателя. Взаимосвязь логопеда и воспитателя позволяет создать вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду, что благотворно влияет на преодоление общего недоразвития речи.