МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Технологии деятельностного метода»

Надежда Викулина
Консультация для педагогов «Технологии деятельностного метода»

Консультация для педагогов "Технологии деятельностного метода"

Составила : Викулина Н. А. г Курган

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Публикация «Консультация для педагогов „Технологии деятельностного метода“» размещена в разделах

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Поэтому педагогам необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон.

Данный подход направлен на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Есть два способа построения систем:

эмпирический (обобщение имеющегося опыта)

теоретический (разработка на основе понятий).

Понятийный уровень позволяет устранить случайные выводы и интегрировать накопленный потенциал.

Классическим примером реализации теоретического подхода является построенная Евклидом в его «Началах» теория геометрии. Эффективность этого подхода доказана тысячелетней практикой, ведь на протяжении многих веков с теоремой Пифагора, например, никто не спорит - ее доказывают!

Для построения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000.» был использован способ, заключающийся в конкретизации для процесса обучения методологической теории деятельности - системы понятий и схем (аксиом, описывающих универсум деятельности человека (Г. П. Щедровицкий, А. А. Деркач, О. С. Анисимов и др.)

Идея простая: в универсуме деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник, и построить структуру НОД и дидактические условия его реализации, при которых обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению выявленных видов деятельности во всей полноте.

В результате построены структуры разных типов и для разных этапов обучения (ДОУ - школа - вуз, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали. В ходе этих уроков педагог имеет возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

Дидактической основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принцепов

Дидактические принципы:

1. Принцип психологической комфортности – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

2. Принцип деятельности – новое знание не дается в готовом виде, а организуется самостоятельное открытие его детьми.

3. Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим тёмпом за счет организации работы в зоне ближайшего развития возрастной группы.

4. Принцип целостностного представления о мире – при введении нового знанияраскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

5. Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора.

6. Принцип творчества- процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

7. Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Изложенные выше дидактические принципы носят здоровье сберегающий характер и интегрируют современные научные взгляды на организацию развивающего личностно ориентированного обучения и воспитания детей.

В дидактической системе выделяют три основных типа НОД с дошкольниками :

1 открытие нового знания;

2 тренировочное;

3 итоговое.

Структура НОД всех типов и дидактические задачи каждого этапа НОД являются адаптацией технологии деятельностного метода для детей данного возраста с учетом целей дошкольной подготовки.

Особенностью НОД открытие нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Паралельно с этим тренируются их мыслительные операции, деятельностные способности, внимание, память, речь.

Основные цели НОД данного типа можно сформулировать следующим образом:

сформировать представления о …

сформировать опыт…

тренировать (ту или иную мыслительную операцию, познавательный процесс, деятельностную способность и т. д.)

Структура НОД открытия нового знания имеет следующий вид:

1. Введение в игровую ситуацию- на этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу НОД должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре( «детская»цель)

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации- на этом этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и пониманием его причины

3. Открытие детьми нового – на этом этапе воспитатель используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение - на этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученным ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способов, а также заданий развивающего типа, направленных опережающую подготовку детей к последующим НОД.

5. Итог НОД. В завершении воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи.

На тренировочных НОД акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций,навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. На разных этапах игровой деятельности дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с тренировкой запланированных воспитателем способов действий, навыков, мыслительных операций. Параллельно с этим идет закрепление материала предыдущих НОД. Поэтому основная цель НОД такого типа – тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т. д.)Подводя итог тренировочного НОД, важно обратить внимание детей на то, что имеющиеся у них знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Цель итогового НОД - проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательный процесс, способность и т. д.)

Методические приемы организации работы, на данном этапе НОД этого типа ничем не отличается от тренировочного НОД, и это не случайно. В игре ребенок чувствует себя раскрепощено, поэтому результаты проверки будут более объективны.

Часть НОД с использованием технологии деятельностного метода («дом» с жильцами из геометрических фигур) Попросить педагогов внимательно рассмотреть дом с тремя этажами и тремя подъездами в которых живут жильцы – геометрические фигуры. Уточнить, какие фигуры живут на 1-ом этаже, 2-ом,3-ем (цвет,уточнить,какие фигуры живут в 1-ом, 2-ом,3-ем подъезде (форма). Жильцы дома пошли на прогулку (убрать геометрические фигуры, затем попросить расселить жильцов в свои квартиры.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не педагога, а детей. Кроме того, при прохождении детьми описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности».

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствий с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Публикации по теме:

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

Семинар «Передача технологии деятельностного метода в обучении для детей дошкольного возраста» План семинара: 1 день. Цель – формулировка обобщенного алгоритма решения практических задач 1. Понимание деятельностного метода в обучении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Технологии деятельностного метода»
Опубликовано: 11 июня 2014 в 09:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД