Скворцова Елена Михайловна
Консультация для педагогов «Теоретические основы проблемы индивидуально-дифференцированного подхода к детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Во ФГОС ДО очень много говорится об индивидуализации образования. Поэтому предлагаю цикл консультаций для педагогов ДОО по реализации индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам детских садов в процессе физкультурно-оздоровительной работы. А начнем с теоретического осмысления данной проблемы.
Публикация «Консультация для педагогов „Теоретические основы проблемы индивидуально-дифференцированного подхода к детям“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Процесс разностороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства… Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.
Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. А задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, чтобы познать их, как организовать педагогический процесс на достижение наилучших результатов? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия? Таким образом, как мы видим из всего вышесказанного, индивидуальный подход является одним из важных принципов отечественной педагогики.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
К. Д. Ушинский разработал методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов ставили вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков.
Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е. Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. Также она предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
Н. К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. "Советское воспитание, - писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность" [Крупская Н. К. Педагогические сочинения. – М., 1959. – Т. 5, С. 205].
Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н. К. Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материла.
Н. К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, отмечала она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической жизни, которые необходимы для любой профессии. "… Есть целый ряд способностей, - писала она, - которые нужны для громадного числа профессий, например, зрительная память, глазомер, развитое чувство осязания, умение координировать свои движения …" [Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. – М., 1959. С. 82]. При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом в дошкольном возрасте. В своей научной статье Н. К. Крупская подчеркивала, что задача педагога – сделать труд менее однообразным и утомительным. «Если ребенок сможет развивать все свои дарования, он легче выберет себе дело по душе, и работа не будет ему в тягость» [Крупская Н. К. Педагогические сочинения. – М., 1959. – Т. 2.].
Таким образом, в работах Н. К. Крупской раскрывается значение индивидуального подхода к детям для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развития с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.
А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее "коррективы" в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые "запутанные узлы". Этим определением А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности, развивать жизнерадостность и оптимизм. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
На многочисленных примерах своего педагогического опыта А. С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребенка могут быть воспитаны такие качества, как целеустремленность, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркивал, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход. При изучении ребенка и установлении причин его поведения необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. А. С. Макаренко считал совершенно необходимым повседневно изучать детей, систематически вести дневник, отмечая характерные случаи поведения воспитанников, анализируя их поступки, отношение к коллективу, к товарищам.
А. С. Макаренко неоднократно указывал, что воспитание ребенка в дошкольном возрасте является очень важным периодом формирования человека. "… Главные основы воспитания, - писал он, - закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет" [Макаренко А. С. Сочинения. – М., 1957. Т. 4]. Он, конечно, не считал, что к пяти годам характер ребенка складывается полностью, но основы для его развития закладываются в дошкольном возрасте.
"… Вы должны знать, - писал А. С. Макаренко, - чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет. <…> Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать" [Макаренко А. С. Сочинения. – М., 1957. Т. 4. С. 358]. Он подчеркивал, что профилактика нежелательных проявлений – это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребенка. Он советовал при изучении ребенка не прибегать к надоедливым расспросам, подсматриванию, но указывал на необходимость использования педагогом своего влияния, в основе которого должно лежать чувство доверия ребенка к нему, желание все ему рассказать.
Одним из средств изучения и воспитания ребенка дошкольного возраста А. С. Макаренко считал игру.
Придавая большое значение индивидуальному подходу, А. С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолированно от общей системы воспитания.
Огромная заслуга А. С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям в процессе воспитания.
Методологическое обоснование и теоретические положения, которые мы находим в трудах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития в отечественной педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.
Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и приемы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям освещался ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и педагогическом учении В. А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Сам термин "воспитание" В. А. Сухомлинский рассматривал именно с этих позиций. "Воспитание, - писал он, - это, прежде всего человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания" [Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. С. 9]. Большие требования предъявлял В. А. Сухомлинский к педагогу и одним из основных считал умение проникнуть в духовный мир ребенка.
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В. А. Сухомлинский считал нужным с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, т. к. в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.
В. А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств. Важнейшим средством развития личности он считал природу, художественное слово, музыку и рисование, т. к. все лучшее в характере ребенка раскрывается при соприкосновении с прекрасным, с искусством, музыкой, природой. Он создал оригинальную методику воспитания, положив в основу ее использование эмоциональных переживаний ребенка как необходимое условие развития творческих способностей.
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других отечественных педагогов. Е. А. Аркин развивал проблему индивидуального подхода к дошкольникам в физическом воспитании, Р. И. Жуковская – в игровой деятельности, А. П. Усова – в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В работах Е. А. Флериной, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной рассматриваются методы и приемы индивидуального подхода к детям при развитии их творческих способностей и дарований.
Определенный вклад в разрешение этой сложной проблемы вносят также педагоги-практики.
Отечественные психологи А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – это индивидуальность, т. е. неповторимое сочетание физических и психических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех других людей.
Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.
Проблема формирования личности включает учение о характере, и отечественные психологи уделяют большое внимание воспитанию характера.
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношении к себе, к другим людям, к труду. Характер человека формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. Изменяющиеся жизненные условия и обстоятельства способны оказывать влияние на характер и изменять его как в лучшую, так и в худшую сторону.
Уже в дошкольном возрасте можно видеть проявление характера в поступках и поведении ребенка. В зависимости от условий жизни в семье, от отношений, складывающихся между родителями и родителями и детьми, и от воспитания начинает образовываться то или иное привычное отношение ребенка к людям, к предметам, к обязанностям, формируется его поведение и характер.
Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единый требования к поведению ребенка как в ДОУ, так и в семье.
Важной стороной в формировании характера является воспитание культуры поведения.
Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения у дошкольников уделяли большое внимание отечественные психологи Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. В. Суровцева и др. Особое внимание психологи уделяют индивидуальному подходу в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.
Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебно-познавательная деятельность.
В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.
В отечественной педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и образовательной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
В каждом коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера. У одних довольно рано проявляются способности и дарования, другие внешне замкнуты, нерешительны, их интересы и способности не проявляются столь ярко. Есть дети непоседы, шумные и энергичные, они всегда в курсе всех событий, их интересует все новое и необычное, они любят игры, связанные с бегом, не любят тихих и спокойных занятий. Есть дети медлительные и спокойные, которым нравится подолгу сидеть, рассматривая книжки, играть в куклы. Некоторые очень обидчивы, малейшее невнимание, резкое замечание может вызвать у них слезы и переживания. И все они требуют к себе внимания и заботы со стороны воспитателя.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.
Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива, сплоченного, жизнерадостного.
Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребенка. Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие положительных черт органически связано с глубокой верой и уважением к ребенку. Воспитателю необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться.
Интересными являются высказывания Е. А. Флериной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний. "Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным" [Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. С. 215].
Индивидуальный подход требует от воспитателя умения разобраться в сложных проявлениях поведения, найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды.
Одним их условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как педагогов ДОУ, так и родителей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.
Вполне закономерно, что в основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. К. Д. Ушинский в своем труде "Человек как предмет воспитания" писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" [Ушинский К. Д. Собрание сочинений. – М., 1950. Т. 8 С. 23]. Это первый этап осуществления индивидуального подхода.
Правильно ставить и разрешать воспитательные и учебные задачи возможно тогда, когда известно, какие проявления характерны для детей определенного возраста. У детей одного возраста имеется много общих, типичных для данного периода особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.
У дошкольников интенсивно протекают процессы физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга. Можно отметить следующую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности, впечатлительности.
Отличительной возрастной особенностью дошкольников является также быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения. Многие знания, которые получают дети в раннем детстве, сохраняются у них на всю жизнь.
Педагогические и психологические исследования ученых показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения и что если их не использовать в должной мере, то формированию личности можно нанести огромный ущерб, который трудно восполнить в последующие периоды.
Возьмем, например, такую характерную возрастную особенность дошкольников, как подражание. Оно облегчает детям усвоение знаний, овладение навыками и умениями в процессе непосредственного восприятия и наблюдения. Если же стремлением детей к подражанию не руководить, это может привести к отрицательным последствиям.
Дети дошкольного возраста любят слушать по несколько раз знакомые им рассказы, песни, стихи, играть в одни и те же игры. Это объясняется особенностями детского восприятия. Склонность детей к повторению является ценным качеством, способствующим приобретению и закреплению умений и навыков, но это нужно правильно использовать. Повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала. Это необходимое условие педагогического процесса.
Одной из особенностей дошкольников является и то, что они очень любят делиться друг с другом своими знаниями и умениями. Это объясняется активностью детской натуры, а также тем, что в психическом отношении ребенок всегда ближе к другому ребенку. Такую особенность возраста необходимо использовать для воспитания чувств коллективизма, дружбы, взаимопомощи.
Дети дошкольного возраста обычно легко запоминают слышимое, но часто механически, не вдумываясь в смысл услышанного. Эта особенность дошкольников может легко ввести взрослого в заблуждение относительного уровня их умственного развития. Иногда воспитатель незаслуженно восхищается ребенком, который с легкостью повторяет чужие слова, не понимая их смысла, и считает неразвитым, даже отсталым ребенка, который хочет выразить понятое им своими словами, но не может сразу найти подходящие слова. Поэтому необходимо всегда проверять, понимают ли дети то, о чем говорят.
Выяснение степени понимания детьми своих высказываний – необходимое условие развития логического мышления, что является очень важным фактором умственного развития и подготовки к школе.
Детям дошкольного возраста свойственно непроизвольное внимание, они легко отвлекаются и не могут длительное время быть сосредоточенными на каком-либо одном предмете или явлении. Об этой их особенности необходимо помнить и в воспитательной, и в образовательной работе, использовать различные методы и средства для развития произвольного внимания.
Особенностью дошкольников является также их эмоциональность и впечатлительность. От этого во многом зависит развитие ряда психических свойств личности ребенка. Эмоции лежат в основе психического развития, они имеют большое значение в воспитании и обучении детей. "Эмоция определяет направление интереса, интерес обусловливает внимание, внимание – память …" [Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 2. С. 134]. Разумеется, эмоции у каждого ребенка проявляются по-разному в зависимости от индивидуальности.
Изучив ребенка, поняв, почему он поступает так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него. Правильно определить метод индивидуального подхода к ребенку знание теории вопроса, хотя, конечно, педагогика не может дать готовых рецептов на все случаи жизни. Об этом очень хорошо сказал К. Д. Ушинский: "Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить" [Ушинский К. Д. Собрание сочинений. – М., 1950, Т. 8. С. 55].
Только опираясь на теоретический научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.