Анжелика Белоусова
Консультация для педагогов «Экспериментирование как современный метод развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Детям очень нравиться совершать свои первые открытия, с помощью экспериментальной деятельности они учатся объяснять и доказывать.
Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют мир вокруг них: рассматривают и трогают песок, глину познавая их свойства, плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плавание кораблики, запускают самолётики, надувают мыльные пузыри и превлащают снег в воду.
Публикация «Консультация для педагогов „Экспериментирование как современный метод развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на
трудные вопросы: как из молока получить масло? Почему зимой не такет снег? Почему осенью много луж?
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, знают, что такое звук, знакомятся с электричеством, превращают солнечный свет в «радугу». Они с интересом открывают, тайны земных недр и далёких планет.
Живая природа – это тоже объект исследования: где глаза у паука? Есть ли нос у стрекозы? Сколько лет слону?
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт
поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами
деятельности как: познавательно-исследовательская,
коммуникативная, продуктивная, игровая, трудовая, чтение
художественной литературы.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
1. Опыты с растениями.
2. Опыты с животными.
3. Опыты с объектами не живой природы.
4. Опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
· в групповой комнате;
· на участке;
· в лесу, в поле, в огороде и т. д.
По количеству детей:
· индивидуальные;
· подгрупповые;
· коллективные (вся группа).
По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос.
По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические
(проводимые от случая к случаю) и систематические.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные и многократные или циклические.
По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обучающие.
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные;
поисковые; решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.
Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых в группе имеется один объект и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами.
Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых в группе имеются много объектов и они находятся в руках у детей.
Дети хорошо видят мелкие детали, рассматривают объект со всех сторон, используют для обследования все анализаторы, дети работают столько
времени, сколько требуется при их уровне подготовленности и
сформированности трудовых навыков. Такие эксперименты на много выше,
чем демонстрационные.
Особенности детского экспериментирования.
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности.
Мы не можем обязать ребёнка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраниться ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал. Его можно прекратить.
Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям.
2. В процессе детского экспериментирования не следует жестко
придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия.
3. Дети должны иметь возможность общения друг с другом. Это естественно, что дети удивляются, выражая это эмоциями, или обсуждают увиденный эксперимент. Так они усваивают полученную информацию.
4. Ребенок может ошибаться! Учитывая наглядно-образный характер
мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений. Такой методический приём не только сделает знания более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет педагога. Целесообразно специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки.
Очень ответственным является конечный этап – анализ результатов и формирование выводов. Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь со свойствами воды, они понимают, что какие то предметы тонут, а какие то нет. Но объяснить это словами бывает сложно. Отказаться же от формулировки выводов, невозможно, так как это лишает эксперимент его
познавательной ценности. Лучше всего чтобы дети в непринуждённой форме поделились с воспитателем радостью открытия.
Таким образом, возможности экспериментальной деятельности
многообразны:
· формируется положительное отношение к окружающей
действительности (живой и неживой природе);
· экспериментальная деятельность вводит ребенка в мир интересного, доставляя наслаждение самому открывать мир;
· развиваются психические процессы, которые необходимы при обучении в школе: память, мышление, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать
выводы, умозаключения;
· развивается речь дошкольника.
Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая должна являться ведущей на протяжении всего дошкольного возраста!