Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Экспериментирование летом»

Светлана Чеботаренко
Консультация для педагогов «Экспериментирование летом»

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача, как педагогов, не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Познавательно-исследовательская деятельность представляет собой активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Большие возможности для организации поисково-исследовательской,

экспериментальной деятельности имеет огород на участке детского сада.

Публикация «Консультация для педагогов „Экспериментирование летом“» размещена в разделах

На огородном участке каждая группа имеет свои грядки, на которых вместе с детьми выращиваются овощные культуры. Наблюдение за ростом и развитием которых, помогают прийти ребенку к определенным выводам, установить зависимость роста и развития от условий среды.

Наблюдение, эксперименты и опыты на огороде могут быть как индивидуальными, так и групповыми, однократными или циклическими в зависимости от цели эксперимента или наблюдения. Так, например, цикл наблюдений за ростом растений на протяжении длительного времени (от посева, до появления всходов, роста и получения урожая).

По характеру мыслительных операций они могут быть: констатирующие (позволяющие увидеть динамику процесса) и обобщающие (позволяющие прослеживать закономерности процесса, изучаемого ранее по определенным этапам).

Во время посева овощных культур можно предложить рассмотреть семена

моркови, помидор, огурцов, кабачков, гороха. Поставить перед детьми проблемный вопрос: «Как вы думаете, какие растения вырастут

из маленьких семян, какие из больших?». Затем, посеяв на рассаду в ящики помидоры и огурцы, наблюдать за всходами, предложить зарисовать появление всходов. Высадив рассаду на огород, наблюдать за дальнейшим развитием.

И дети в конце делают выводы: что не всегда размер семени определяет величину растения — из маленького семечка помидора развилось высокое, сильное растение, а из большого семечка (например, гороха) не такое крупное растение.

При проведении любых опытов и экспериментов на огороде необходимо

придерживаться следующей структуры:

1) постановка проблемы;

2) поиск путей решения проблемы;

3) проведение наблюдения;

4) обсуждение увиденных результатов;

5) формулировка выводов.

В жаркий день можно наблюдать, как выглядят овощные культуры: листья поникли, скрутились. Спросить ребят, почему так происходит? Выслушать их мнения, догадки.

Вечером полить растения и на следующий день утром опять провести наблюдение. Дети самостоятельно приходят к выводу, что растениям необходима вода, их нужно поливать.

Можно провести сравнительный эксперимент : одну грядку с кабачками регулярно подкармливать органическими удобрениями, другую нет.

Понаблюдать в течение месяца как развиваются растения. Дети увидят наглядно результат и приходят к выводу.

Аналогично можно провести эксперимент с сорняками. Одну грядку регулярно вместе с детьми пропалывать, другую нет. Результат эксперимента наведет детей на мысль о необходимости прополки для нормального развития растения.

На огороде можно наблюдать и изучать особенности строения растения, его приспособляемость к условиям роста.

Так сравнить стебли разных овощных культур: помидора и гороха, как себя чувствуют вьющиеся растения с опорой и без нее (горох, фасоль, огурец).

С детьми старших, подготовительных групп можно провести сравнительное

исследование «Кабачок и огурец».

Сравнить семена растений: чем похожи, в чем отличие, выслушать предположения детей какими будут растения, плоды из небольшого семечка огурца и из большого – кабачка, в течение вегетативного периода наблюдать за растениями, делать зарисовки, сравнить величину листьев, цветов, сделать вместе с детьми предположения о величине плодов.

Осуществлять вместе с детьми уход за растениями, прополку, рыхление, полив, подкормку. В конце сравнить плоды по внешнему виду, размеру.

Проводя эксперименты и опыты на огороде, воспитателю необходимо учитывать, что категорически запрещаются опыты, наносящие вред растениям и животным.

Особое внимание нужно уделять правилам безопасности и гигиены.

При получении результатов экспериментов необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно нужно учитывать индивидуальные способности ребенка.

Нужно учитывать особенности экспериментирования и исследовательской

деятельности на огороде в разных возрастных группах.

Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, проведя для этого несложный опыт.

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но необходим визуальный контроль со стороны взрослого для обеспечения безопасности и моральной поддержки.

Детям старшей группы становятся доступными более сложные цепочки причинно-следственных связей. Им надо чаще задавать вопрос «Почему?», да и сами они задают его чаще. В этой группе можно проводить более длительные опыты, они знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети стараются выдвигать какие-либо гипотезы, делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно делают выводы, знакомятся с приспособлением организмов к среде обитания, изучают влияние человека на природу.

Таким образом, организация исследовательской экспериментальной деятельности с детьми на огороде помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы.

Публикации по теме:

Безопасность детей летом. Консультация для родителей Летом дети очень много времени проводят на улице, на даче, выезжают на отдых в лес и на водоемы. Лето характеризуется большой двигательной.

Конспект наблюдения за соснами летом «Зимой и летом одним цветом?» в средней группеКонспект наблюдения за соснами летом «Зимой и летом одним цветом?» в средней группе Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях двух сосен. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку: Зимой.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для родителей «Как обеспечить безопасность детей летом» Вот и наступило лето! Летняя пора для многих из нас самое любимое время года - пора отдыха. Когда наступает тёплое время года, дети большую.

Консультация для родителей «Как одеть ребенка летом»Консультация для родителей «Как одеть ребенка летом» С приходом жаркого лета родители задаются вопросом, во что одеть ребенка. Ведь каждой маме хочется, чтобы ее малыш всегда был одет аккуратно,.

Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?»Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?» Лето - благоприятная пора для закаливания, прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, наблюдений за окружающей природой. Очень важно продумать.

Консультация для родителей о пользе отдыха детей летом за городомКонсультация для родителей о пользе отдыха детей летом за городом Консультация для родителей о пользе отдыха детей летом за городом. Актуальность данной консультации в том, что дети дошкольного возраста.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Масте-класс для педагогов «Чем занять детей на прогулке летом»Масте-класс для педагогов «Чем занять детей на прогулке летом» Цель мастер класса:передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экспериментирование летом»
Опубликовано: 27 апреля 2020 в 20:10
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД