Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»

Самарина Ольга Юрьевна
Консультация для педагогов «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»

Проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов ДОО в современном мире является очень актуальной. Педагогические работники ДОО испытывают интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки, они вынуждены подолгу работать за компьютером, все это приводит к переутомлению, нарушениям деятельности сердечно-сосудистой системы и режима бодрствования — сна.

Публикация «Консультация для педагогов „Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации“» размещена в разделах

Итак, все эти симптомы, указывают на наличие синдрома эмоционального выгорания и наличию «психологического нездоровья». Также хочется отметить, что в современном изменяющемся российском обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. Психические нарушения обусловлены депрессивными, соматоморфными и тревожными расстройствами. Подобного рода нарушения у такой категории работников, как педагоги, носят еще и трансформирующий характер. То есть психологическое нездоровье педагога отражается как на детях, так и на их родителях, а поэтому эта проблема приобретает еще более масштабный характер. И нынешней педагог оказался в условиях конкуренции, когда его труд оценивают дифференцированно, но по конкретным результатам. Ведь с ведением нового образовательного стандарта требования к уровню образованности, особенно к качеству образования, изменились существенно и принципиально. И требования эти применимы не только к самому ребенку, а в большей степени к самому педагогу.

Хочется отметить, что нам близки исследования Мокаевой М. А., которая считает, что среди основных факторов, обуславливающих психологическое нездоровье педагогов, эмоциональное выгорание, можно назвать следующие: ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за детей, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» детей, переполненность групп, работа воспитателя в две смены. Кроме того, большинство воспитателей ДОО — женщины, поэтому к профессиогенам добавляется и загруженность работой по дому, и дефицит времени для семьи и детей. Однако, современная система дошкольного образования в Российской Федерации находится на этапе преобразования, и это связано с тем, что был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДО) [6]. Все эти преобразования также сказываются на профессиональную деятельность и психологическое состояние воспитателей ДОО. Таким образом, воспитателей ДОО по наличию психогенных факторов можно отнести к высокой группе риска. Термин «психологическое здоровье» мы рассматриваем как состояние душевного благополучия, характерное отсутствие болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиями действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, групповыми нормами и ценностями. Общей концептуальной основой решения проблемы психологического здоровья воспитателя ДОО можно считать положение И. В. Дубровиной о психологическом здоровье как о цели и критерии успешности психологической помощи, а также положение О. В. Хухлаевой о том, что эффективным средством сохранения психологического здоровья человека является психологическая поддержка развития его личности. Успешное осуществление воспитателями ДОО своей профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагога, но и к уровню физического и психологического здоровья. Так, как только здоровый физически и духовно воспитатель может получать удовлетворение от выполняемой работы, и способен обладать необходимым уровнем работоспособности, активности, креативности, желанием к постоянному совершенствованию. Профессиональный стандарт, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» датирован 18 октября 2013 года, говорит нам, что сегодня востребован педагог творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал, способный мыслить и действовать креативно. Все это предполагает смену позиции педагога с позиции «учителя» и «диагноста», организующего и содействующего развитию ребенка. Педагог сегодня — это человек, не ведущий за собой ребенка, а помогающий идти ему самому. Именно поэтому на современном этапе в науке сложились определенные теоретические предпосылки для изучения проблемы поддержки психологического здоровья педагогов, работающих в ДОО. Проблема психологической поддержки развития личности попала в орбиту научных интересов таких исследователей, как А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Н. В. Муха. Ими разработаны основные подходы к решению проблем саморазвития и самоопределения личности, осуществлены исследования в области теоретических и практических вопросов, непосредственно связанных с осуществлением психологической поддержки развития личности человека. В исследованиях последних лет (С. А. Беличева, С. А. Бадмаев, А. И. Захаров, В. А. Худик, Л. И. Пожар, H. H. Загрядская) обозначенный феномен стал предметом научного осмысления в особой степени. Специфика подготовки педагогов предполагает пересмотр содержания процесса повышения квалификации с ориентацией на системно-деятельностый подход. Соответственно, первостепенной должна стать задача повышения профессионализма педагогов как фактор повышения качества образования, осуществляемого в системе непрерывного профессионального образования на основе индивидуализации. Педагогическая работа с «обычными» и «особыми» детьми требует особой ответственности и подготовленности соответствующих специалистов. При этом основная нагрузка в работе с особыми дошкольниками ложится на воспитателей ДОО, которые в условиях повышенной проблемности педагогического взаимодействия с «трудными» детьми находятся в состоянии длительного профессионального стресса. Частые и продолжительные стрессовые ситуации отрицательно сказываются на психологическом здоровье педагогов.

Поэтому психологическая поддержка личности воспитателя ДОО является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений деятельности практического психолога в системе современного образования. Решая проблему по ведению ФГОС ДО в систему регионального дошкольного образования, необходимо искать формы, методы и критерии взаимодействия с педагогами по психолого-педагогическому сопровождению сохранения и укрепления психологического здоровья воспитателей ДОО.

Так как в качестве основных параметров психологического нездоровья выделяют такие проявления, как: высокая тревожность, нейротизм, мотивация избегания неудач, внутренний конфликт, низкие показатели актуализации. Поэтому в работе использование различных технологий, приемов, направленные на предотвращение «психологического нездоровья» воспитателей ДОО, являются: мастер-классы, дискуссионные и педагогические мастерские, тренинги, квестигры. Все это способствует снижению напряжения после рабочего дня, созданию системы улучшения психологического климата в коллективе, созданию системы личностной поддержки и развития, а также развитию открытости новому опыту и наличию четко поставленной профессиональной жизненной перспективы (смысла жизни).

Необходимо отметить, что на наш взгляд, психологическая поддержка предполагает содействие личности в саморазвитии. В след за А. Н. Евдокимовым считаею, что в рамках самоосуществления индивидуальности, в контексте субъектности личности психологическая поддержка результирует себя актами творческого саморазвития, в которых человек в контексте требований внешней жизненной ситуации внутренне мотивирован в конструктивном развитии процесса своей жизнедеятельности.

Психологическое здоровье воспитателя ДОО представляет собой целостное двухуровневое личностное образование. При этом нижний адаптивный уровень обусловлен психическим здоровьем воспитателя (профессиональная активность, адаптивные способности, отсутствие признаков профессионально-личностной деформации и симптомов эмоционального выгорания, которое является необходимой и достаточной основой его способности самоосуществления себя в качестве субъекта профессиональной деятельности. Достижение креативного уровня в развитии обусловливает выход личности педагога на уровень собственно психологического здоровья, основными показателями которого являются: осознание и принятие смысла жизни и профессиональной деятельности, креативность, способность к профессиональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Соответственно психическое здоровье воспитателя ДОО характеризуется балансом различных психических свойств и процессов, который детерминирует состояние душевного благополучия личности, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, активности. При этом психологическое здоровье воспитателя ДОО представляет собой высший ценностно-смысловой уровень его психического здоровья. В этом контексте психологическое здоровье предполагает внутриличностную, смысловую согласованность, способность педагога к творческой саморегуляции в условиях своей профессиональной деятельности. Итак, профессиональный стресс — многоуровневый феномен, который выражается как в физиологических, так и психических реакциях. Именно, поэтому необходимо сохранять и укреплять психологическое здоровье педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Консультация для родителей и педагогов «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»Консультация для родителей и педагогов «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!» Консультация для родителей и педагогов:ЗДОРОВЬЕ ВПОРЯДКЕ – СПАСИБО ЗАРЯДКЕ!Первый шаг к занятиям спортом – утренняя гигиеническая гимнастика.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар " Портфолио педагога как показатель его компетентности".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 21:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД