Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к чтению»

Наталья Владимировна Рожкова
Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к чтению»

«Мой ребенок не любит читать», распространенная жалоба, с которой родители обращаются к психологу. В семье, где взрослые редко берут в руки книгу, предпочитая ей телевизор, ребенок никогда не полюбит читать – ведь пример перед глазами. Стоит ли в этом случае просить помощи у специалиста? Но есть дети, которым по объективным причинам тяжело дается чтение. Что это за причины, как вести себя родителям, какие использовать приемы, чтобы книга не тала предметом ненависти, - в этом-то как раз и должен помочь психолог.

Большинство родителей еще помнят то время, когда чтение было практически единственным способом получения информации, поэтому читающих было большинство.

В наше время дело обстоит иначе: сегодня каналов для получения информации множество. Так ли необходимо получать информацию только посредством чтения?

Понятна озабоченность родителей дошкольников: от детей требуется умение читать с определенной скоростью, чтобы попасть в хорошую школу. Однако стоит иметь в виду, что освоение чтения – не эволюционный процесс, т. е. никогда отбор людей не производился на основе умения читать. А потому эта способность значительно варьирует от ребенка к ребенку.

У части мальчиков нет угловой извилины в левом полушарии головного мозга, и в этом случае они не могут читать быстро, даже если их будут учить самые лучшие педагоги мира. Учителям и родителям нужно смириться с этим. Впрочем, не умели читать быстро и самые выдающиеся представители мыслить, но связано со сложностями при чтении, и главное, сосредоточении. рода человеческого, как Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Г. Х. Андерсен, У. Черчиль, У. Дисней, С. Джобс.

Это явление называется дислексией. Дислексия - комплексное нарушение чтения и письма (письменной речи) у детей с нормальным интеллектом при нормальных социокультурных условиях развития. Оно не отражается на способности думать. Так, Эйнштейн, получивший нобелевскую премию, с трудом читал и плохо писал. Но это не повлияло на его умение думать. То же касается и других великих дислексиков. Скорость чтения не связана со способностью думать и придумывать. Если таких детей заставляют читать, они начинают ненавидеть это занятие.

Стоит подчеркнуть, что часто у детей, которым трудно читать, рано развивается способность мыслить о сложных вещах. Важно и то, что при совместном чтении между родителем и ребенком создается атмосфера доверия и внутреннего единства, потому что на определенное время они погружаются в одно и то же ментальное пространство. Самое главное, что в процессе такого чтения взрослый дает ребенку возможность выговориться. Вы рассказываете ему о своем видении героя, он – о своем. Чтобы рассуждать, нужно формулировать мысль, а это требует особой работы, прежде всего родителей – они должны уметь слышать. 5-летний ребенок легко запоминает, как правильно говорить, если вы беседуете каждый день, то постепенно, с вашей помощью он будет говорить четче. Следует обращать внимание на произношение букв в словах, самих слов и предложений, на то, чтобы в них были подлежащее, сказуемое и другие составные части.

Стоит помнить, что чтениевключает два процесса: с одной стороны, узнавание букв и соединение их в осмысленные слова, с другой получение информации. Для родителей детей, имеющих проблемы с чтением, возможным решением будет на некоторое время взять функцию получения информации на себя, а ребенку оставить процесс узнавания букв и соединения их в слова. Это не должно вызывать неудобства или ощущения ущербности.

В 19 веке во многих семьях формировалась замечательная привычка – семейное чтение. Семейное чтение хорошо тем, что каждый имеет возможность высказать свое мнение, а дети учатся соотносить прочитанное с тем, как к этому относятся их близкие. Для семейного чтения очень подходят автобиографии, которых, к счастью, литераторы создали достаточно.

Итак, родители могут читать сложные тексты, формируя у ребенка способность мыслить и рассуждать. Но и самостоятельное чтение должно вызывать у ребенка удовольствие. Для этого можно рекомендовать стихотворные тексты. В них нет такой широкой строчки с большим числом букв, как в прозаическом тексте. При чтении стихов ребенок перелистывает страницы существенно чаще, и создается ощущение, что получается читать быстро.

Ребенку желательно читать каждый день хотя бы строчку, чтобы было движение вперед. Здесь следует проявить фантазию,например: вы читаете текст, доходите до самого интересного места, в этот момент говорите ребенку, что устали и предлагаете ему прочесть дальше. Только когда он ошибается, поправляйте его нейтральным тоном, и не во всех словах подряд, а только в некоторых, чтобы у него создавалось ощущение, что он может читать сам.

Проблемы с чтением часто сопровождаются и особыми трудностями в речи. Поэтому создавайте условия, которые стимулируют ребенка говорить четко. Например, поиграйте в радиостанцию, где каждый «диктор» (мама, бабушка, сам ребенок) предварительно должен записать на магнитофон свою речь (фразу, стишок) и сделать это четко, насколько возможно.

Если у ребенка проблемы не только с чтением, но и с произношением слов, - обратитесь к логопеду и выполняйте его инструкции.

Есть предположение, что многие дети плохо говорят, потому что мало общаются со взрослыми, часто смотрят мультфильмы, где герои говорят с использованием неправильной (потому что она рисованная) мимики. Дети учатся произносить слова, глядя на движения губ взрослых, поэтому, когда беседуете с ребенком, старайтесь говорить четко.

Наконец, еще одна проблема заключается в том, что родители требуют от ребенка читать, а сами этого не делают. И если он видит, что по вечерам мама и папа смотрят телевизор, никакие уговоры не сделают его читателем.

Если ребенку сложно читать, то нужно помочь ему преодолеть эту проблему, а не создавать условия, позволяющие ему уходить от трудностей или избегать их. Поддерживайте ребенка в процессе освоения чтения, показывайте, как справляться с возникающими при этом сложностями, и вы научите его не только читать, но и жить в мире, где непростые ситуации встречаются регулярно, и их нужно преодолевать, а не обходить.

В любом случае, помните, что информацию в современном мире можно получить разными путями. Но главное, чтобы ребенок научился ставить собственные задачи и их решать. Ведь, как сказал историк Ключевский, «искусство любят те, кому не удалась жизнь».

Источник: журнал «Справочник педагога-психолога»,№ 3, 2012г.

По материалам статьи Е. И. Николаевой, профессора кафедры психологии.

МАДОУ ЦРР – детский сад

Педагог-психолог Рожкова Н. В.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Как подготовить ребенка к школе. Педагог- психолог: Братцева И. А. В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он, наконец,.

Консультация для родителей «Как слушать ребенка?» Многие родители задаются вопросом: " Как понять о чем говорит ребенок?" 1. Спросите у малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно,.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» «Удачно ли пройдет знакомство со школой». «Подружится ли с одноклассниками?», «Справится ли со школьными требованиями?». Вот далеко не полный.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Консультация для родителей. Ваш ребёнок идёт через год в первый класс. Школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни,.

Консультация для родителей «Как развивать любознательность ребенка» Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,.

Консультация для родителей «Как закалять своего ребенка?» Как закалять своего ребенка? Детский организм тяжелее переносит холод, но это не значит, что закаляться ребенку нельзя. Просто нужно помнить.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Консультация для родителей «Привитие интереса у ребенка к чтению» Еще несколько лет назад нашу страну можно было назвать самой читающей страной мира. За последнее время картина сильно изменилась. Родители.

Методические рекомендации «Как приобщить ребенка к книге» Двух – трехлетним детям надо ежедневно рассказывать и читать народные и авторские сказки, песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к чтению»
Опубликовано: 8 января 2018 в 11:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Авторская дидактическая карточная игра «Мистигри» для детей старшего возраста
Цель: закрепление темы «Домашние животные и их детеныши» и «Домашние птицы» Задачи: - закрепление знаний по двум лексическим темам в игровой форме,...
Консультация для родителей и воспитателей «Югра зимой. Принарядила зимушка деревья!»
Сегодня 1 декабря 2020 года - начало зимы, а значит, и снег, и морозы, и метели к нам в гости идут. Но для Сибири, нашего родного края, зима...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие за елочкой»
Задачи: Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинкам, связную речь в составлении рассказа, умение подбирать антонимы...