Папки-передвижки

Игра в музыкальном оркестре как средство развития детей с ОВЗ

Инна Юртаева
Игра в музыкальном оркестре как средство развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. … Несколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». Д. Д. Шостокович

Публикация «Игра в музыкальном оркестре как средство развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я". В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

Я пришла к выводу, что чем интереснее форма работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

Игра в музыкальном оркестре является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Моя задача – научить понимать музыку, полюбить ее. Занятия в музыкальном оркестре способны помочь детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях особое внимание. Потому что детское музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыке.

Наблюдая за детьми на музыкальных занятиях, я решила для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, колокольчиках и др.) Считаю, что это наиболее многочисленная подгруппа инструментов наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и

представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

Обучение игре на шумовых музыкальных инструментах детей с ОВЗ считаю успешной, потому что дети на занятиях получают радость и с нетерпением ждут новых встреч. Лучшая награда - сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свой опыт работы в шумовом оркестре детей с ОВЗ считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что мои старания дают возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

Игра на музыкальных инструментах способствует координации музыкального мышления, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я адаптировала материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрала музыкально-дидактические игры для лучшего освоения. Использую в своей работе инновационные инструменты, сделанные своими руками. Совместно с родителями и детьми я провожу мастер-классы по изготовлению барабанов, колокольчиков, маракасов, трещоток. Это позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает ребенка принять активное участие в таком процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, поскольку их увлекает игровая форма. Тем интереснее проходят занятия. Конечно, ребёнок для игры выбирает свой инструмент, в который вложил свою частичку.

Ещё увлекает детей процесс игры на ложках. Им нравится владеть разными способами и приё мами игры: «лошадка», «часики», «солнышко», «молоточек», «колено», «дробь», «тремоло», «ключ». Сочетая все приёмы в различных вариантах и ритмах, можно получить яркое и красивое исполнение. Игра на ложках доступна детям, так как способы и приёмы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. Дети проявляют интерес к народной музыке и выражают желания играть на народных инструментах. Конечно, занятия в ансамбле ложкарей требует от детей старания, усидчивости, стремления к достижению результата. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.

Один из главных моментов при обучении игре на музыкальных инструментах детей с различными нарушениями, я считаю это – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они своим стремлением дарят радость окружающим и близким.

Они чувствуют, что нужны людям, они верят, что у них всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).

Проработав некоторое время музыкальным руководителем в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья, хочется сказать, тем, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционную направленность. Коррекция нарушенных функций через игру в оркестре помогает формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Игра на детских музыкальных инструментах организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальные занятия направлены непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия).

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит не в поиске способов освоения разных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка. Не в совершенствовании звукоизвлечения, а в развитии простейших звукоподражаний. Не в разучивании произведения, а в поиске способов побудить ребенка к игре на музыкальных инструментах, к игровому творчеству.

Мне кажется, главное и важное на занятиях — это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров — детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в шумовом оркестре. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями здоровья, меньше.

Внутренние переживания легче выражаются с помощью детских музыкальных инструментов, чем при разговоре. Игра в оркестре усиливает внимание, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Это направление в работе основано на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач проходит в игровой форме. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому пришлось внести коррективы в подбор музыкального материала.

Занятия в шумовом оркестре дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность ребят.

Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, развивается общая и мелкая моторика.

Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник, барабан и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т. е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкального оркестра и пения многие дети начинают проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Появляется репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее — петь и играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкального оркестра в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей : наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Я верю, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя!

Литература:

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа. – М. : Просвещение, 2003.

2. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры длядошкольников. – М. : Просвещение, 1982.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии/ Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.

4. Скрыпник И. Логоритмические занятия //Дошкольное воспитание-1996-№5-9

5. Филичева Т. Б. ,Чевелева Н. А. «Логопедическая работа в специализированном детском саду», М. Просвещение. 1987 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра в музыкальном оркестре как средство развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 июня 2020 в 16:58
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра в музыкальном оркестре как средство развития детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Инна Юртаева (УИ 2098875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД