МААМ-картинки

Консультация для родителей «Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Ерлыгина Ирина
Консультация для родителей «Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на

тему «Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: формирование представлений у родителей об обогащении активного словаря детей.

Задачи:

- создать атмосферу взаимопонимания между родителями и педагогом

- познакомить родителей с играми по обогащению активного словаря детей в семье.

- заинтересовать родителей данной проблемой

Публикация «Консультация для родителей „Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Образовательная область: речевое развитие

Форма: проблемное изложение материала

Возраст : 3-4 года

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу с вами поговорить на тему «обогащении активного словаря у детей». Мы привлекаем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Призываем к тому, что только совместными усилиями родителей и воспитателей детского сада мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Проблема речевого развития и воспитания дошкольников в сфере новых требований в системе дошкольного образования достаточно актуальна на сегодняшний день. Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие, включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как обогащение активного словаря детей. (вывести на экран)

В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его словарь.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

1) Игра «Сравни медвежат» (обыгрываем с родителями)

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Ход: взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой – коричневый и маленький.

- Назови, кто это и чем они отличаются? (Один медведь большой, он черный.)

- Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

- Как можно назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований : вместо раковина произносят «ракушка», «ракавина»; вместо мыльница - «мыльная», «мыльник». У детей часто отсутствуют правильные наименования предметов. Ребенок заменяет их другими: вместо полка (в шкафу) - «вешалка», «доска», «наверху ящик», «для одежды стол», «одежду сюда класть»; «присваивает» имя предмету: вместо бретели - «полоски», «лента», вместо вешалка - «гвоздик», вместо носик у чайника - «краник». Характерное явление - наличие лепетных слов («би-би», «бай-бай»). В связи с небольшим активным словарем ребенок старается выразить свои желания мимикой, жестами и телодвижениями. Иногда дети выражают свои желания одним словом. Так, в слове платье выражается просьба надеть платье, в слове ложка - просьба дайте ложку.

Игра «Назови одним словом»

Цель: закрепить представление об обобщающих словах.

Ход: взрослый спрашивает: вспомни, на чем спят куклы? (На кроватях.) Куда кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)

- Я начну говорить, а ты продолжай: кровать, шкаф … (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у нас дома?

- Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки … (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на тебе?

- Куклы сели за стол. А на столе стоят … (тарелки, чашки, блюдца). Лежат … (ложки, вилки). Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)

- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты знаешь и любишь?

В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность - игрушки и картины.

«Игра – инсценировка с игрушками»

Цель: учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.

Ход: сначала взрослый читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а … заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями сказки.

Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята). Сюжетные картины служат для активизации словаря («Наша Таня», «Мы играем»). Можно использовать серии картинок и фотографий, связанных одной темой.

Игра «Какая кукла» (проигрываем с родителями)

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Ход: взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем о том, какая она красивая.

- Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.

Взрослый начинает: «Наша Таня … (самая красивая). У нее … (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)»

В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении. (вывести на экран сказки, стихи и т. д.)

Предлагаемые упражнения являются не только эффективным материалом и средством развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуре.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка» Нам упорно внушают, что чтобы развивать ребенка надо обязательно проводить с ним «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно,.

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их.

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка» в старшей группе Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их.

Консультация для родителей «Обогащение словаря детей дошкольного возраста» Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Обогащение и.

Консультация для родителей «Обогащение словаря дошкольника» Работу над обогащением словаря ребнка нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что и у детей с отставанием в речевом развитии.

Консультация для родителей «Развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» Объём словарного запаса и владение словарём относится к области вербального мышления. Ребёнок учится анализировать предметы, явления окружающего.

Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Кидярова Екатерина.

Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно,.

Презентация «Обогащение активного словаря обучающихся посредством дидактической игры» 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется опыт работы по проблеме -обогащения активного словаря обучающихся по средством дидактической.

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка" Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 17:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД