Александра Князева
Консультация для родителей «Отравляющая педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Мы все живем во времена перемен, и эти перемены усложняют нашу жизнь,отряжаясь в первую очередь на семье. Раньше было все намного понятнее: в семьях царил патриархальный, авторитарный стиль отношений. Сейчас же старшие считают, что нужно жить как привыкли они, а в реальности мы понимаем, что это невозможно.
Психологам часто приходится выслушивать жалобы на неблагодарных детей, которые не соответствуют возложенным на них ожиданиям. В нашей культуре, к сожалению, стало нормой сетовать на непонимание детей. Стоит только завести речь о детях и вам каждая третья мамочка расскажет, какие невозможные проблемы у нее с ребенком. Причем проблемы эти могут быть преувеличены (плохое поведение, замкнутость ребенка).
Публикация «Консультация для родителей „Отравляющая педагогика“» размещена в разделах
Средства исправления положения все выбирают разные: от нотаций - до ремня, ужесточения режима и полного равнодушия.
Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. сформулировала понятие «отравляющая педагогика» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:
1. Родители – хозяева (не слуги) зависимого от них ребенка.
2. Они определяют, что хорошо и что плохо.
3. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
4. Родители всегда должны быть защищены.
5. Детское самоуважение в жизни создает угрозу родителю.
6. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.
7. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.
Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими:
- психологические ловушки
- обман
- двуличность
- увертки
- отговорки
- манипуляции
- тактика устрашения
- отвержение любви
- изоляция
- недоверие
- унижение, опозоривание ребенка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания
- обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье
Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.
В итоге мы получаем человека с негативными установками, сформированными "отравляющей педагогикой" еще в детстве, такими, как:
• Любовь – это обязанность.
• Родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители.
• Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети.
• Высокая самооценка вредна, а низкая -делает людей альтруистами.
• Нежность (сильная любовь) вредна.
• Удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость, холодность – хорошая подготовка к жизни.
• Притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность.
• То, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой представляете.
• Родители не переживут, если их обидеть.
• Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми.
• Родители всегда правы, они не могут ошибаться.
Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственное общение основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам.