Ольга Черникова
Консультация для родителей «Автоматизация звука [Ш] на начальном этапе в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
учитель-логопед МБДОУ ДС № 32
«Дружные ребята», г. Старый
Оскол, Белгородской области
Черникова Ольга Борисовна
Зачастую родители встречаются с проблемами по автоматизации звуков в речи дома. Какие в основном проблемы испытывают родители при автоматизации звука /Ш/?
Рассмотрим некоторые из них:
- ребёнок недостаточно удерживает язык в верхнем положении в форме «Чашечки»; по привычке ребёнок опускает язык вниз, так как ему удобно;
-не держит в нужном положении губы при звуке /Ш/;
-не держит в нужном положении верхние и нижние резцы;
Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация звука [Ш] на начальном этапе в домашних условиях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
-недостаточно использует силу и длительность воздушной струи.
Все эти проблемы объясняются тем, что новое положение органов артикуляции: языка, губ и зубов, - создает ребёнку неудобство и непривычность. Хотя при всём при этом, он хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Кроме того, в этом положении при произнесении звука /Ш/, ещё нужно и сильно дуть. Чаще всего такие трудности и проблемы встречаются у детей с дизартрией. При дизартрии характерно наличие мышечного тонуса: гипертонус и гипотонус. Гипертонус - это, когда мышцы языка находятся в сильном напряжении, при этом язык толстый, твёрдый, оттянут к корню языка. Гипотонус – это, когда, наоборот, язык вялый, слабый, широкий и выпадает из полости рта.
В обоих случаях ребёнок не может долгое время удерживать язык в верхнем положении, как требуется при звуке /Ш/. А, значит, нужна длительная тренировка мышц языка. Как все таки быстрее достичь результата самостоятельного произнесения звука /Ш/ не только изолированно, но и в слогах и словах. Если уже у ребёнка появились предпосылки произнесения звука /Ш/ : может поднять язык вверх; направляет воздушную струю; слышится слабое, пусть неотчётливое, характерное «шипение». Однако, самостоятельно затрудняется, произносить этот звук. В этом случае ребёнку нужно помочь.
Поможет простая механическая помощь – это ваши руки и пальцы. Нужно сесть вместе с ребёнком перед зеркалом.
Упражнение №1 «Разминка»
И. п. – указательным и большим пальцами кисти руки прижать щёки ребёнка. В этом положении просим ребёнка произнести звук /Ы/. «Как гудят пороходы?» : ы-ы-ы-ы-… - длительно. Остановимся на этом моменте. Что даёт это упражнение?
1. При произнесении звука /Ы/ у ребёнка округляются губы в форме «бублика» и слегка вытягиваются вперед.
2. Одновременно в это время при звуке /Ы/ язык автоматически поднимается вверх.
3. Правильное положение верхних и нижних резцов. Между резцами образуется соответствующая щёлка, как и при звуке /Ш/.
Все эти моменты подготовили ребёнка к произнесению звука /Ш/.
Поле произнесения звука /Ы/, просим ребёнка выполнить глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот с произнесением слога ШИ. Сначала образец показывает взрослый, а потом ребё нок повторяет: Ы-Ы-Ы-Ы. ШШШШиии. Упражнение повторяется многократно: ы-ы-ы-ы--- шшши, ы-ы-ы-ы. -шшши и т. д.
После такой разминки просим ребёнка многократно произнести слог Ши, но уже без звука /Ы/ : шшши-шшши-шшши…. Обращаем внимание ребёнка, чтобы он старался сильно и длительно «шипеть».
Упражнение №2.
Автоматизация звука /Ш/ в словах с прямыми слогами.
В таком положении, удерживая щеки своего ребёнка указательным и большим пальцами своей руки, можно автоматизировать звук /Ш/ в словах с прямыми слогами. На первых порах пока помогаем ему, фиксировать правильную артикуляционную позу звука /Ш/. Ребёнок повторяет вслед за взрослым слова, сильно и длительно выделяя звук /Ш/ : шшшаг, шшшап-ка, шшшах –та, у-шшшан-ка, мышшша-та и т. д.
Сначала следует проговаривать слова по слогам, т. к. ребёнку трудно произнести целиком все слово с правильным звуком /Ш/.
И, наконец, когда вы увидите и почувствуете, что ребёнок стал более уверенно, быстрее и чётче произносить звук /Ш/ в словах с вашей помощью, то можно просить ребёнка, чтобы он сам зажимал свои щёки указательными пальцами и проговаривал за вами слоги и слова со звуком /Ш/. Постепенно нажим пальцев на щёки ослаблять и незаметно ребёнок перейдет со временем на самостоятельное произнесение звука /Ш/ в слогах и словах.
Такой способ поможет родителям автоматизировать звук /Ш/ в домашних условиях.
Когда ребёнок перейдет на самостоятельное произнесение слогов, слов со звуком /Ш/, можно смело переходить на следующий этап автоматизации звука в речи : в чистоговорках, скороговорках, предложениях и связной речи.
Успехов Вам, дорогие родители!