Приложение МААМ

Опыт работы с родителями по ЗОЖ

АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Опыт работы с родителями по ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы

Повышение компетентности родителей в вопросах                                        

                     здорового образа жизни.

Подготовила воспитатель: Афанасьева Т. Н.

Современное дошкольное учреждение не может полноценно развиваться, осуществлять образовательную деятельность без взаимодействия с семьёй, без интеграции общественного и семейного воспитания. Мы, работая в детском саду, в группе, стремимся укреплять взаимодействие между основными участниками воспитательно – образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами по различным вопросам, в разнообразных сферах деятельности. Тем более, что анкетирование родителей, проведенное в начале учебного года, показало, что многие из них не знают и не понимают нашу работу. Их ожидания и представления не совпадают с действительным положением дел. При этом большинство родителей имеет желание и готовы к сотрудничеству. Анализ ответов родителей нашей группы показал актуальность улучшения информационной работы, необходимость возрождения педагогического просвещения родителей в вопросах современного семейного воспитания, пропаганды здорового образа жизни во всем его многообразии. Исходя из этого, мы и стали строить свою работу по этому направлению. Через памятки ознакомили родителей с основами здорового образа жизни, формулой здоровья. В родительском уголке разместили высказывания известных людей, мыслителей, ученых о здоровье; оформили рекомендации по профилактике инфекционных заболеваний, о мероприятиях по здоровому образу жизни, профилактике нарушений осанки, уроках здоровья для детей. Теперь у нас есть постоянная рубрика в родительском уголке «Для заботливых родителей».

Публикация «Опыт работы с родителями по ЗОЖ» размещена в разделах

Представить себе здоровый образ жизни без движения невозможно и здесь утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, дыхательных навыков, развитие физических качеств. Приглашаем пришедших с детьми родителей посмотреть, как мы выполняем утреннюю гимнастику и рекомендуем дома, особенно в выходные дни делать гимнастику вместе с детьми. А детям очень нравится заниматься вместе с родителями. Об этом свидетельствуют их рисунки, где семьи двигаются вместе.

Без сомнения, в каждой группе большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике, играм с пальчиками. Мы проводим тренинги для родителей по пальчиковой гимнастике, где дети показывают чему они научились за определенный период, а потом «обучают» своих мам. Повторяем движения вместе с родителями. А потом они могут играть с детьми дома. Для проведения таких тренингов не обязательно специально собираться, назначать время и место: занимаемся этим в раздевалке при сборе на прогулку или на участке, когда подошли за детьми сразу несколько родителей одновременно. Противодействие, нежелание участвовать, у родителей такие действия не вызывают. Они всегда готовы откликнуться на просьбы детей и сделать с ними, что-то вместе.

В работе по пропаганде здорового образа жизни главным для себя считаем вызвать интерес, позитивное воспитание самих себя детьми. Хочется увидеть побольше положительных эмоций, растормошить, расшевелить, привлечь к движению, активной деятельности. Здесь интересным опытом для нас стали подготовка проведение досуга по ЗОЖ, на тему «Чистота залог здоровья». Мы с ребятами выучили стихи по теме, узнали, что такое микробы, усвоили правила чистоты и ее значение для здоровья человека. А само здоровье человека сравнили с солнышком, без которого грустно, и скучно.  Бороться с микробами, как тучки закрывшими солнышко – здоровье, нам помог доктор «Чистюлькин». Он давал детям различные задания, требующие знаний и ловкости. Были задания и для присутствующих родителей, которые старались все задания выполнять идеально. Дети и родители, справившись со всеми заданиями, освободили солнышко от тучек - микробов. Эта победа вызвала бурю эмоций. Тем более, что доктор Чистюлькин вручил ребятам «Диплом чистюль» и подарки – мочалки для поддержания чистоты тела. Закончили досуг общим танцем. Настроение у всех было замечательное. Родителям понравилась такая встреча с детьми, многие открыли для себя новое в своих детях: высказывали благодарность и желание больше узнать о здоровом образе жизни; услышать рекомендации как об этом говорить и задействовать детей.

Так же, мы оформили папку – передвижку, газету ЗОЖ. В них включили:

• Высказывания детей и родителей о ЗОЖ

• Фоторепортаж о закаливающих процедурах, бодрящей гимнастике и самомассаже

• Рисунки и высказывания детей о физкультуре, закаливании, движение в жизни человека.

Вся эта работа интересна, важна и находит отклик у родителей, поэтому в   планах на будущее:

• Индивидуальный проект для совместного выполнения родителями и детьми на тему «Наш выходной день», защита (представление) этих проектов для пропаганды совместного активного отдыха всей семьи

• Проекты «Наше семейное увлечение» (о традициях семьи в пешем, водном и лыжном туризме)

• Мероприятие «Гость группы» (приглашение родителей в группу для ознакомления с зарядкой для глаз, динамическими паузами в занятиях; правилами посадки и подбора рабочего места ребенка перед школой для сохранения здоровья детей)

• Обсуждение вопросов здоровьесбережения на родительском собрании в форме круглого стола («Домашний мини стадион» или «занимаемся вместе» (семейные традиции ЗОЖ)

• Создание библиографической справки по теме в рубрику родительского уголка «Для заботливых родителей»

• Сбор материалов для информационной корзины «К вопросу о здоровье»

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.  

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой. Анализ работ В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

• Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

• Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Особенности процесса формирования представлений в ЗОЖ.

Неправильно организованный труд может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий с малых лет правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

• оптимальный двигательный режим;

• отказ от вредных привычек

• рациональное питание;

• закаливание;

• личная гигиена;

• положительные эмоции.

Режим дня – одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет дошкольнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

• Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание - длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

• Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения (сетки занятии, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

• Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального иконы жизни дошкольника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим. Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности.

 Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания. В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

• Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

• Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

• Питательные вещества (белки, жиры, углеводы, поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

• Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Гигиена умственного труда – следующий компонент здорового образа жизни. Можно выделить три вида умственной деятельности.

К первому относится легкая умственная работа : чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У дошкольников – это повторение пройденного материала. В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5—2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям.

Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

Анализ результатов дает основания считать, что одной из причин роста патологической пораженности учащихся является их завышенная оценка своего здоровья и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на актуальность валеологического образования дошкольников, в рамках которого важное место должно занять обучение методам валеологического самоанализа и коррекция своего образа жизни.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

• оптимальный двигательный режим;

• отказ от вредных привычек

• рациональное питание;

• закаливание;

• личная гигиена;

• положительные эмоции.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям.

Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возрастаОпыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возраста В рамках инновационной работы нашего детского сада организуем сотрудничество с родителями в технологии психолого-педагогической поддержки.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы по ПДДОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт работы с родителями в условиях самоизоляции и карантина по коронавирусу «#СидимДома. Так надо!» Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, а также и детки.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с родителями по ЗОЖ
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 20:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы с родителями по ЗОЖ» (включая файлы) размещена пользователем АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА (УИ 3412219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД