Получи документы

Консультация для родителей «Роль грамматики в развитии речи детей дошкольного возраста»

ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Консультация для родителей «Роль грамматики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами, другими мирами.

Грамматический строй речи ребенок усваивает в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс освоения грамматического строя речи сложный и длительный. Усваивая нормы и правила языка, ребенок допускает в своей работе многочисленные грамматические ошибки. Поэтому в систему речевой работы с дошкольниками входит работа по формированию грамматически правильной речи. Дошкольный возраст - это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : грамматической, фонематической, лексической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение грамматически правильной речи даст возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Из этого следует, что в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. Существуют различные методы и приемы, при помощи которых у ребенка формируется грамматически правильная речь.

Публикация «Консультация для родителей „Роль грамматики в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задачи по формированию грамматического строя речи детей рассматриваются в трех направлениях:

- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменения по родам, лицам, числам, временам);

- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

- Сообщить знания об образовании слов – словообразования.

В морфологии.

Объем грамматических навыков общения можно представить следующим образом.

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм существительных (особенно родит. падеж, мн. число: слив, апельсинов, карандашей) Детям надо показать разнообразные способы согласования в предложении существительного с прилагательными и глаголами. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица ед. и мн. числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Также дошкольники должны правильно употреблять категорию рода (бабушка вязала, дед читал, солнце светило, выражать изъяснительное наклонение глагола в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (стоим, стояли, стоять) и образовывать сослагательное наклонение ( возможное или предполагаемое действие: играл бы, спал бы) Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений. Также детей надо знакомить с согласованием существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы, со степенями сравнения (добр-добрее, тихий-тише). В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи : предлоги, союзы, местоимения, наречия.

В словообразовании.

Далее детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффикса) :

- суффиксальный способ словообразования (учить-учитель)

- префиксальный способ словообразования (писать-переписывать)

- смешанный способ словообразования (застольный, разбежаться).

- словообразовательное гнездо (гриб- грибной, грибочек, грибник,)

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (котенок, медвежонок, зайчонок, направления движения (ехал-поехал-выехал).

В синтаксисе.

Обучение детей способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения, предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность – интонация – может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания и только потом правильно связывать слова в предложения.

Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально устойчив:

- он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений;

- он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, предлагаю Вашему вниманию картотеку игр и упражнений «Занимательная грамматика для детей дошкольного возраста».

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль грамматики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 января 2022 в 18:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД