Наталья Багрянцева
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание-это развитие восприятия ребенком и формирова-
ние его представления о внешних свойствах предметов:их форме,цвете,вели-
чине,положении в пространстве,запахе,вкусе и так далее.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершен-
ствование сенсорных процессов (ощущений,восприятий,представлений).
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание направлено на то,чтобы научить детей точно,полно и
расчленено воспринимать предметы,их разнообразные свойства и отноше-
ния (цвет,форму,величину,расположение в пространстве,высоту звуков и т. д)
Ранний возраст-это период быстрого формирования всех свойственных чело-
веку психофизиологических процессов.
Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного
развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их са-
мостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источни-
ком познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сен-
сорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка
на ранних этапах его развития компенсируется с трудом,а порой невоспол-нимы. Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение состоит в том,что сенсорное воспитание является основой для ин-
теллектуального развития ребенка,развивает внимание,воображение,наблю-
дательность,память. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсор-
ных эталонов. Выделяют эталоны:цвета (красный,зеленый,желтый,синий,
формы (треугольник,квадрат,прямоугольник,овал и т. д. ,величины (большой,
маленький,самый маленький и т. д,вкуса (сладкий,кислый,горький,соленый,
обоняния (запах гари,аромат духов и т. д.).
Времени (секунда,минута,час,сутки,неделя,месяц,год,день-ночь,зими-лето).
Эталоны пространственных представлений (вверх,вниз,право,влево и т. д)
Эталоны осязания (гладкий,колючий,пушистый ит. д).
Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятель-
ности. Особое место отводится играм,благодаря которым происходит накоп-
ления представлений об окружающем мире. Роль родителей заключается в
стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсор-
ное воспитание может осуществляться не только через предметную,но и че-
рез продуктивную деятельность:рисование,лепка,аппликация,конструирова-
ние. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В
раннем возрасте накапливаются представления о форме,цвете,величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы-ус-
тойчивые,закрепленные в речи представления о цвете,геометрических фигу-
рах,отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте,при усвоении грамоты большую роль иг-
рает фонематический слух-то есть различение речевых звуков. Низкий уро-
вень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения
ребенка в школе. В семье необходимо создать предметно-развивающую сре-
ду. Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов,
игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию :пирамидки,мат-
решки и т. д. Игрушки,в которых используются разные принципы извлечения
звука. Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно.
Необходимо иметь несколько видов мозаики,шнуровки,конструкторы,кни-
ги с изображением окружающих предметов,животных.
Уважаемые родители!Для того,чтобы планомерно и систематически осущест-
влять сенсорное воспитание ребенка в семье,необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавай-
тесь иллюзии,что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с ва-
шим ребенком.
2. Говорите с ребенком-с начала называя окружающие предметы,позже
-действия,признаки и свойства предметов,объясняйте окружающий мир и
формулируйте закономерности,рассуждайте вслух,обосновывайте свои суж-
дения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи,книги,истории. Дели-
тесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет:развивающее об-
щение-это всегда немного общение «навырост».
6. По возможности,много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей,при общении с ними не отправляйте
ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребенком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.
Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для
реализации его замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Все мы хотим,чтобы наши дети были лучше нас-красивее,талантли-
вее,умнее. Природа подарила им эту возможность,которую нужно раскрыть,
сохранить,а дальше они будут радовать нас,удивлять и восхищать. Путь дош-
кольника очень-ответственный. Поэтому нам надо помнить:все,что происходит в непосредственном окружении малыша,преобразуется в его ду-
ше,а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребенка,це-
нить его потенциал и помогать ему во всем.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-разви-
вающей среды в семье для детей 1,5-2,5 года.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение
имеет богатство окружающей его среды:
_ Желательно,чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов-дерева,камня,глины,металла,разных по фактуре тканей и т. п. ,причем пред-
почтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
_Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой,когда
ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости
в другую;
_Различные движущиеся игрушки;
_Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию :пирамидки,мат-
решки и т. д;
_Игрушки,в которых используются разные принципы извлечения звука;
_Самодельные свистящие,шумящие,гремящие,скрипящие,шуршащие пред-
меты. Это могут быть:1. банки из-под кофе,чая,соков наполненные горохом,
косточками,фантиками,песком,пуговицами и т. д.
2. шуршащие метелки из обрезков магнитофонной
ленты,бумаги,полиэтилена и т. п.
3. погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц,
пластмассовых и металлических бусин и т. п.
4. ожерелья из ягод рябины,скатанных фантиков,пуго-
виц,косточек,желудей и т. д.
5. перевернутые детские формочки,ведра.
6. свистки и дудочки из глины и дерева.
_Конструкторы и мозаика;
_ Разнообразные изобразительные материалы:бумага разной фактуры,плот-
ности и цвета,пластилин,воск,краски,карандаши,мелки и т. д.
_Игрушки контрастных размеров,и игрушки различной формы (круглые,куби-
ческие)
_ Емкости с которыми можно производить прямые и обратные действия:по-
ложить-достать,насыпать-высыпать и т. д.
_Книги с большими предметными картинками.
_Качели,прыгунки,мягкие модули (для детей 2,5-4 года)
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:разрезные картинки,кубики с картинками,парные картинки,
матрешки,формы-вкладыши, шнуровки, машинки крупные и средние,
куклы разной величины,мебель, игрушечные животные, тканевые мячики,
книги с реальными изображениями животных и окружающих предметов. То