МААМ-картинки

Консультация для родителей «Сезонные наблюдения с детьми 3–4 лет за изменениями в природе»

Анашкина Анастасия
Консультация для родителей «Сезонные наблюдения с детьми 3–4 лет за изменениями в природе»

«Весна на дворе!»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивно развивающаяся хозяйственная деятельность человек нарушает экологическое равновесие среды. Поэтому так важно постоянно заботится об охране нашей планеты. Чтобы каждый человек осознал значимость этого важного дела, необходимо уже с раннего возраста прививать человеку любовь к природе родного края и всей земли.

Публикация «Консультация для родителей „Сезонные наблюдения с детьми 3–4 лет за изменениями в природе“» размещена в разделах

Весна привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами, пением птиц. В пробуждающейся природе царит оживление. Каждый день приносит малышам новое открытие.

Предложите своему малышу погреть ладошки на солнышке: «Солнце, солнце, поскорей землю и людей согрей!». Дома после прогулки можно предложить ребенку поиграть с солнечными зайчиками (с помощью зеркала).

Весной повсюду текут ручьи. Как интересно запустить с ребенком бумажные кораблики! Пофантазируйте, в какие странствия отправились корабли, куда приплывут, кого они там встретят.

Расскажите, как солнышко ласкает своим теплом птичек, почему они радостно чирикают. Весной возвращаются домой перелетные птицы. Обратите внимание на грачей: они большие и черные. Как их много и как громко они кричат, сравните их с воробушками. Понаблюдайте, как оживленно чирикают воробьи, летают, купаются в лужицах. Предложите ребенку попрыгать, как воробушки, важно походить, как вороны, «полетать», как грачи. Старайтесь на каждой прогулке создать для ребенка атмосферу праздника.

В середине весны пробуждается жизнь растений. Найдите на газоне первую зеленую травку, полюбуйтесь вместе с ребенком ее свежей зеленью. Спросите, какого она цвета, тихонько погладьте листочки, проговорите стихи:

Стало солнце пригревать,

Землю мокрую ласкать,

И трава очнулась,

К солнцу потянулась.

После стихотворения, предложите ребенку потянуться на цыпочках, руки вверх, как травушка-муравушка к солнышку. Рассматривая траву, обратите внимание на её хрупкость, красоту, цвет. Когда травка зеленеет, вокруг становится красивее и воздух чище. Объясните, что по газонам бегать нельзя, нужно ходить по дорожкам, не наступая на травку.

Интересно на прогулке искать первые цветы, например мать-и-мачеху. Можно не только полюбоваться красотой цветка, но и рассмотреть его: какого он цвета, формы, на что похож, какие у него листочки, какой стебелек. Предложите понюхать цветок. Пахнет или нет? Постоянно напоминайте ребенку, что топтать и рвать траву нельзя, приучайте детей бережно относиться к природе.

Дома после таких наблюдений можно предложить ребенку нарисовать увиденные цветы и травку.

На каждой прогулке дети убеждаются в том, как быстро растет трава, цветов становится больше, а на всех деревьях появляются листья. Наблюдая за деревьями и кустарниками, обращайте внимание на их значимые признаки: сколько стволов у дерева, сколько у кустарника, сколько у них веток, какое дерево – высокое или низкое. Поиграйте с ребенком в прятки, прячась за деревом или кустами: «Раз, два, три – к дереву беги». Узнайте, какое дерево больше всего нравится вашему малышу и почему. Подойдите к нему поближе и рассмотрите почки, листочки, ствол, предложите обнять дерево, прижаться к нему ладошками.

Приучайте детей бережно относиться к деревьям: нельзя царапать кору дерева, т. к. эти порезы на коре подобны порезам на коже человека.

С потеплением всюду появляются мелкие насекомые. Малыши с трепетом наблюдают за ними, берут их в руки, рассматривают. Расскажите ребенку о муравьях, о божьих коровках, о пчелках, о жуках; рассмотрите, как отличаются они друг от друга по внешнему виду, цвету, размеру. Понаблюдайте за их движениями.

Ну и, конечно же, весна – это начало сельскохозяйственных работ.

Берите детей с собой на огород. Покажите, как копают землю, сажают семена. Малышам следует показывать труд людей, давайте им простые поручения: что-нибудь полить, собрать сорняки в кучку и др. А при последующем уходе за растениями стимулируйте желание помогать вам. Вместе с ребенком наблюдайте, как появляются всходы, как за ними правильно ухаживать.

Все это формирует первоначальный сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста.

Наблюдения с детьми в летний период.

Наблюдения за явлениями неживой природы во время прогулок.

Солнце. Летом вся жизнь детей проходит на улице. Отметьте, что летом солнце сильно греет, поэтому дети гуляют в трусиках и панамах: утром — на открытых участках, а днем — в тени. Спросите детей, почему нельзя долго быть на солнышке? Почему обязательно нужно надеть на голову панамку?

Ребята любят играть с песком, камешками. Утром все это холодное. Перед уходом на обед предложите потрогать землю, камни, песок: они стали горячими. Утром взрослые поливают участок и песок. Дети уже знают, что из сырого песка можно лепить, а сухой рассыпается. Воспитатель предлагает сравнить цвет сырого и сухого песка, потрогать его руками, слепить что – то.

Ветер. Для определения направления ветра дети иногда выносят флажки. «Какой сейчас ветер: холодный или теплый?» — спрашивает детей. Малыши отвечают, что ветер летом теплый: его нагрело солнце.

Обратите внимание, что листья растений в жаркий день поникли, а цветки опустили головки. Предложите потрогать землю: она сухая. Скажите, что растениям очень жарко на солнце, но днем поливать их нельзя. Сделайте это вместе с детьми вечером, а утром они увидят, что растения стоят бодрые, упругие. Объясните, что растения поднялись оттого, что их хорошо поливали: растения любят воду. Потрогайте землю — она сырая.

Дожди. Учите детей замечать, есть ли на небе облака или нет. Вот появились облака, они закрыли солнце, подул ветер, все вокруг потемнело, загремел гром, сверкнула молния. В это время все должны быть в укрытии.

Вот пошел дождь. Объясните, что летний дождь поливает все растения. Покажите детям, как умылись деревья, листья стали мокрые, капли дождя блестят на солнце. Солнце ярко светит. Как красиво! Какой свежий воздух! Наблюдения за растительным миром во дворе во время прогулок.

Дети любят рассматривать растения, нюхать цветки, собирать опавшие и сухие листья. Придумайте игры с листьями и поиграйте с детьми в них.

Поддерживайте у детей интерес, называйте новые растения. Не беда, если малыши не запомнят название; важно, чтобы они любовались цветущими растениями, берегли их, не рвали, не топтали. Вместе с детьми замечайте появление на клумбе новых цветков. Называйте их и пусть дети повторят.

Можно срезать несколько цветков и поставить в вазу с водой дома.

Дети очень любят прогулки в лес. В сосновом лесу сухо, воздух напоен запахом смолистой хвои, но в таком лесу мало растительности.

Хорошо в лиственном лесу, особенно на опушке: там и деревья, и цветущие растения, и мягкая трава. Посмотрите с детьми, какие деревья растут в лесу. Покажите цветущую липу, сорвите несколько цветков и понюхайте.

Обратите внимание, что возле лип вьется много пчел. Объясните, что из сока липовых цветов пчелы делают душистый мед. Когда станет очень жарко, пригласите детей в тень. Спросите, стало ли им прохладнее и почему. Названия часто встречающихся растений малыши должны знать, например, подорожник, крапива, осока. Приучайте детей различать некоторые деревья по листьям. Для этого подбираются деревья с контрастными листьями. Сначала предложите посмотреть, какого цвета, например листья клена и листья березы. (Они зеленые.) А на других деревьях? (На всех зеленые.) После этого рассмотрите форму листьев, например у ивы, какие они. (Они длинные, узкие.) Лист липы круглый, лист клена с зубчиками. Сделайте вывод, что у всех деревьев листья зеленые, но форма у них разная. Скажите, что листья с дерева рвать нельзя (рассматривайте низкие деревья).

Наблюдения во дворе за животным миром во время прогулок.

Летом внимание детей привлекают жуки. Рассмотрите, как они ползают, некоторые из них летают. Многие жуки привлекают детей яркой окраской. Посадите коровку на руку, она поползет по ней, а затем, расправив красные крылья, улетит вверх с ладони. Объясните, что она полетела искать себе пищу. Майских жуков можно поместить в стеклянную банку, положив туда листья. После наблюдений уточните, что жуки ползают, некоторые летают, у них твердые крылья, несколько лап, некоторые имеют длинные усы.

Над цветками порхает много бабочек. Посмотрите, как они летают, как складывают крылышки, садясь на цветок, как ползают по нему.

В начале лета можно услышать, как кукует в лесу кукушка, мелодично воркует горлинка, высоко в небе поет жаворонок. Скажите детям, что в это время всегда слышно пение птиц, но увидеть их трудно : они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. Скоро у птиц появятся маленькие птенчики, которых надо кормить и согревать. Птицы-родители будут носить им насекомых и перестанут петь. Поэтому в середине лета в лесу тихо.

Животные летом очень активны. Они тоже выкармливают детёнышей. В парке можно понаблюдать за белками, а за городом – за ёжиками. В деревне дети могут встретить коров, овец. Расскажите детям об этих животных. Какую пользу они приносят человеку. Рассмотрите их внимательнее. Летний период самое хорошее время для знакомства детей с природным окружением.

Наблюдения с детьми в осенний период.

Цветы. Вместе выясните, какие названия цветов знакомы ребёнку, после чего начните рассматривать с ними цветы на клумбе, называя их. Младшие дети показывают и называют 2—3 цветка, их цвет, величину.

Овощи, фрукты. Дети могут отыскать на грядке овощи, которые смотрят на солнышко, и те, которые спрятались в листве и в земле, назвать их; дети должны знать, где растут фрукты. Младшие дети могут узнавать и показывать 3—4 плода, называть их величину, цвет.

Ягоды. Можно познакомить детей с 2—3 сортами ягод, пробовать на вкус, вдохнуть их аромат; рассказать, вместе с детьми, какие они любят ягоды.

Листья. Поупражняйтесь вместе с детьми в различении осенних листьев по цвету, величине, форме; познакомьте ребёнка с таким явлением, как листопад.

Куст, дерево. Дети должны знать отличительные признаки куста и дерева. Рассмотрите их строение, научите различать тонкий и толстый ствол дерева. Познакомьте с кленом, рассмотрите его яркий осенний наряд. Рассмотрите желуди, шишки. Соберите этот природный материал. Следует поддерживать интерес детей образными действиями и сравнениями: шишка похожа на ежика, у желудя шляпка, как у человека.

Грибы. Вместе с детьми рассмотрите строение гриба, дайте новое понятие: хрупкий, грибок хрупкий. Расскажите, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.

Наблюдения за животными.

Котенок, щенок. При наблюдении за животными называйте характерные части тела и демонстрируйте движения животного. Учите детей правильно отвечать, чем кормят животное, как зовут маму, как котенка. Кошка с котенком, собака со щенком. Учите детей различать характерные признаки внешнего вида этих животных, знакомьте с особенностями их поведения. При наблюдении младшие дети могут отвечать на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детеныш.

Белка. По возможности понаблюдайте за белкой в естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Расскажите, чем она питается, как передвигается. Угостите белочку орешками.

Еж. При встрече с ним следует обратить внимание детей на колючий клубок иголок и рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети могут подражать ё жику: фыркать, передвигаться и т. д.

Наблюдения за птицами.

Рассматривая птиц и их повадки, родители обогащает представления детей: «Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!»

Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха.

Наблюдения за неживой природой.

В наблюдениях родители должны формировать представления детей об основных признаках неживой природы. Можно рассказать о сезонных и погодных явлениях. Наблюдать с детьми за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом ребенка. Уточнять, закреплять первоначальные представления ребёнка о том, например, что осень – желтого цвета. Обращать их внимание на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Впечатления о разных погодных явлениях ярко отражены в литературных произведениях, которые следует читать детям.

Вода. В теплое время года знакомьте детей со свойствами воды, участвуйте в разнообразных играх (все игры с водой организуются под строгим контролем родителей).

Песок. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету; пользуя формочками, строить первые холмики-домики.

Глина. Дети знакомятся со свойствами глины, вместе с родителем лепят разнообразные предметы.

Камешки, ракушки. Дети вместе с родителями собирают природный материал, отмечают разнообразную поверхность, величину.

Наблюдения за трудом взрослого.

Дворник. Познакомьте ребёнка с различными рабочими профессиями (подчеркните значимость труда для всех, орудиями труда, разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью. Следует воспитывать в детях уважение к людям труда, поддерживать желание помогать им.

«Зимняя прогулка».

Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является доступным средством закаливания организма. На прогулке дети много двигаются. Движение усиливает обмен веществ, кровообращение, улучшает аппетит. Когда прогулка хорошо и правильно организована и достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Если же время пребывания на воздухе сокращено, то это создаёт дефицит движений.

Чтобы прогулка зимой с ребёнком принесла не только пользу, но и доставила радость и много приятных впечатлений, заранее можно запланировать, чем вы будете заниматься. Слепите снеговика или любого сказочного героя, которого знает ваш малыш. Можно построить сказочный замок или слепить снежки и покидать их. В этом случае запаситесь непромокаемыми варежками или перчатками, либо возьмите с собой запасные. Можно просто порисовать палочкой на снегу, а можно создать на снегу рисунки-шедевры. Для этого заранее дома растворите цветную акварель, залейте получившуюся краску в пластиковую бутылку, проделав в крышке дырочку и творите! Так же заранее дома можно приготовить ледяные ёлочные игрушки. Налейте в формочки (можно взять из песочного набора) воду и опустите петельки из ниток и заморозьте. На прогулке предложите украсить ёлочку или дерево. Выбрать нужно такое дерево, чтобы ребёнок сам мог дотянуться до веток. Ведь самое главное, чтобы в украшении принимал участие сам малыш. Если нет сильного мороза, и температура воздуха позволяет, можно смело отправляться на горку, прихватив с собой санки. По дороге полюбуйтесь красотой зимней природы. Понаблюдайте за деревьями, птичками. Ребёнок получит больше знаний. Изучайте на снегу следы птиц и животных. Предложите малышу сравнить ваши следы и его. Объясняя, что его маленькие, а ваши большие. Здесь тоже можно использовать художественное слово.

Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ

Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ-топ.

Смастерите кормушки для птиц, используя пакеты из под сока или молока. Готовые кормушки развесьте на деревьях возле дома и регулярно подсыпайте хлебных крошек. Вы решили потрудиться, разгрести снег лопатой, не лишайте своего малыша того же! Дайте ему маленькую лопатку, пускай он тоже потрудиться. Гуляя с ребёнком на прогулке он с каждым разом получает новые знания и впечатления, от сюда можно сделать вывод - прогулки помогают решать задачи всестороннего развития. Как видите, зимой много интересных занятий, которые доставят радость вам и вашим детям, всё зависит от вашего желания. Учитывая предпочтения своего ребёнка, вы сможете к этому списку добавить свои оригинальные идеи зимней прогулки, пусть их будет, как можно больше!

Публикации по теме:

Картотека «Наблюдения в природе осенью» с детьми младшего возраста с ОВЗ 1. Наблюдение за замёршими лужами. Что остаётся на земле после дождя? (лужи). Чем покрылись лужи? (льдом). Предложить детям посмотреть, как.

Конспект наблюдения за сезонными изменениями с детьми средней группы «Весна»Конспект наблюдения за сезонными изменениями с детьми средней группы «Весна» Цель наблюдения: повторить и закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Задачи: продолжать формировать и закреплять представление.

Конспект прогулки «Наблюдения за изменениями в природе осенью»Конспект прогулки «Наблюдения за изменениями в природе осенью» .

Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста» Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не.

Консультация для родителей «Наблюдения за изменениями в природе» Календарная зима не закончилась, но уже наступил последний месяц зимы. Поэтому есть еще время, чтобы наблюдать с детьми за изменениями в.

Конспект наблюдения за сезонными изменениями в природе с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект наблюдения за сезонными изменениями в природе с детьми старшего дошкольного возраста Цель проведения наблюдения: закрепление знаний о признаках осени. Задачи: продолжать формировать и закрепить представление об изменениях.

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения.

НОД «Такие разные Чудо — листья». Наблюдения с детьми в природе.НОД «Такие разные Чудо — листья». Наблюдения с детьми в природе. Цели наблюдений: - познакомить детей с разнообразием мира трав, произрастающих на территории детского сада; - дать знания о том, что.

Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения) Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения) Цель наблюдения: • Учить детей называть.

Сезонные изменения в природеСезонные изменения в природе Природа – это уникальная книга. Ее тираж – один экземпляр. Только один! И поэтому, читая ее, Нужно беречь каждую страницу! Любовь к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сезонные наблюдения с детьми 3–4 лет за изменениями в природе»
Опубликовано: 23 мая 2022 в 22:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД