Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования»

Короткова Светлана
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей

Тема: «Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Их коррекция и развитие речевых процессов у дошкольников – основные цели учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

Согласно ФГОС ДО, одним из средств развития речи выступает изобразительное искусство.

В своей коррекционно-развивающей деятельности, я решила применить некоторые элементы нетрадиционных техник рисования для повышения заинтересованности дошкольников на занятиях и, как следствие, повышения эффективности в коррекции речевых нарушений.

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский.

Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, ребенок получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В процессе рисования дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание.

Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.

Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:

• активизация и расширение словарного запаса;

• установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;

развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;

• стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);

развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать);

• создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;

• интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.

На индивидуальных логопедических занятиях с детьми разных возрастных групп мы использовали следующие техники:

• кляксография – посредством данной техники мы развиваем длительный речевой выдох, а также тренируем мышцы губ при удерживании трубочки. Целесообразно проводить с детьми 4-5 лет, на начальном этапе коррекционно-развивающей деятельности;

рисование штампами – техника применялась с детьми подготовительной группы для составления звуковых схем и при подготовке к обучению грамоте.

рисование пальчиками, ладошками доступно для детей с ясельного возраста. Еще не умея держать в руках кисточку, ребенок уже в состоянии создать картину при помощи отпечатков пальчиков и ладошек. На начальном этапе можно, переворачивая ладошку по-разному, дорисовывать детали и воплощать любые задумки.

• монотипия это нечто среднее между графикой и живописью, психологией и искусством. Она является одним из способов проявления индивидуальности, самовыражения ребенка. Как показывает практика, дети дошкольного возраста с удовольствием осваивают технику монотипии. На занятиях они рисуют различных бабочек и цветы, рыбок и пейзажи, а потом «печатают» эти изображения.

рисование листьями - техника, эффект от использования которой получается неожиданным, красивым, необычным. Большой плюс в ней – использование натурального природного материала.

Таким образом, применяя нетрадиционные техники рисования на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности, я смогла разнообразить задания по развитию речевых функций у дошкольников, пробудить заинтересованность детей к логопедическим занятиям, повысить педагогическую компетенцию родителей дошкольников по теме речевого развития, способствовала укреплению связи семьи и детского сада. В дальнейшем планирую продолжать развивать работу по использованию нетрадиционных техник в развитии речи и по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Гузова О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/archive/177/46178/ (дата обращения: 11.10.2019).

2. Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424. — URL https://moluch.ru/archive/144/40316/ (дата обращения: 11.10.2019).

3. Комиссарова Л. В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста [Текст] //Педагогика сегодня:проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). —Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13953/ (дата обращения: 14.10.2019).

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. – М.:Каро, 2016. - 96 с.

5. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики. – Спб.:ООО»Издательство «Детство-пресс», 2018.-48 с.

Публикации по теме:

«Рыбки в аквариуме». Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования«Рыбки в аквариуме». Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования Возраст: 4-5 лет. Цель: Способствовать развитию интереса детей к изобразительной деятельности, используя нетрадиционные приемы рисования.

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик — ни головы, ни ножек»Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик — ни головы, ни ножек» Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования «Ежик – ни головы, ни ножек» (Для детей средней группы) Цель: Учить детей.

Художественное творчество детей с использованием нетрадиционных техник рисования (фотоотчет)Художественное творчество детей с использованием нетрадиционных техник рисования (фотоотчет) Художественное творчество детей с использованием нетрадиционных техник рисования. Фотоотчет Цель: учить детей создавать красивый образ.

Картина «Синичкин календарь. Октябрь» с использованием нетрадиционных техник рисованияКартина «Синичкин календарь. Октябрь» с использованием нетрадиционных техник рисования Картина "Синичкин календарь. Октябрь. "с использованием нетрадиционных техник рисования. Хочу поделиться с Вами некоторыми приемами рисования.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования»
Опубликовано: 26 января 2021 в 01:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в зимний лес, полный чудес!»
Цель: подготовка дошкольников 6-7 лет к успешному обучению в школе. Задачи: • Формировать личность ребенка: изучать потребности и индивидуальные...
Дидактические игры «День защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры на тему «День защитника Отечества» для детей 5-7 лет. 1. Игра «Военные профессии». Задачи: закрепить знания детей о военных...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Путешествие к Марье-искуснице»
Организационная информация 1. Доминирующая образовательная область Изобразительная деятельность Рисование 2. Виды деятельности детей Познавательная,...