Папки-передвижки

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте»

Ирина Тихоненко
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте»

Консультация для родителей

«Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте»

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего

возраста -одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической и методической разработки этой проблемы и осуществление её на практике.

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте“» размещена в разделах

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс

социализации ребёнка. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях.

Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его

существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость,

второй натурой.

Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная

нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются

каждый день и неоднократно.

Навыки мытья рук и личной гигиены

включают умение мыть лицо, уши, руки:

• Закатать рукава;

• Смочить руки;

• Взять мыло, намыливать до появления пены;

• Смыть мыло;

• Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.

Навыки опрятной еды включают умение:

• Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

• Не крошить хлеб;

• Пережевывать пищу с закрытым ртом;

• Не разговаривать с полным ртом;

• Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

• Благодарить;

• Пользоваться только своим прибором.

Учим пользоваться носовым платком:

• Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

• Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

• Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

• Обращать внимание на чистоту носового платка.

Научим ребенка пользоваться расческой:

• Научить ребенка знать свою расческу и место, где она лежит.

• Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

• Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

• Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").

• Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

• Исключить возможность пользования чужой расческой.

• Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: прямое обучение,

• показ, пример, объяснение, поощрение, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр.

Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора:

• Потешки

• Пословицы

• Поговорки

* * *

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

* * *

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

* * *

Носик, носик! Где ты носик?

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка.

Итак, уважаемые родители главная задача развития культурно-гигиенических навыков у детей состоит в том, чтобы сформировать у них сознание условий и правильной последовательности действий, а также направленность на получение качественного результата.

Консультация для родителей

«Формирование культурно-гигиенические навыки у детей в раннем возрасте»

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Уважаемые родители!

• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

• Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

• Старайтесь использовать игровую ситуацию.

• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

• Для закрепления навыков культурного поведения используйте различные стихи:

Водица, водица!

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Ешь внимательно, опрятно,

Не спеша и аккуратно!

В рот еду не забивай,

И кусочки не роняй!

Мы с тобою за столом

Себя правильно ведём,

Потому что мы с тобой

Не болтаем за едой.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот –

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Уважаемые родители! Вы должны знать, что у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту :

• ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

• самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

• имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

• умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

• ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5. Снять обувь;

6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

7. Надеть в обратной последовательности.

Картотека по культурно-гигиеническим навыкам

Карточка 1

«Я сам».

Цель: закреплять умение есть аккуратно,

брать пищу только ложкой,

совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать. Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.

Карточка 2

«Чистый нос»

Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать

опрятность, самостоятельность.

Карточка 3

«Мыло душистое»

Цель:

побуждать самостоятельно

брать мыло из мыльницы, тереть ладошки,

смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.

Карточка 4

«Сухие рукава»

Цель: формировать умение аккуратно мыть

руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и

тщательно смывать грязь.

Карточка 5

«Любим умываться»

Цель:формировать у детей культур но -гигиенические навыки,

способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.

Карточка 6

«Поведение за столом»

Цель: формировать у детей культурно-

гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Карточка 7

«Одевание–раздевание»

Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек,

продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке,

обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.

Карточка 8

«Мы правильно моем ручки»

Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.

Карточка 9

«Водичка, водичка»

Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.

Карточка 10

«Мы едим»

Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать

держать ложку в правой руке.

Карточка 11

«Моем с мылом ладушки»

Цель: помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.

Карточка 12

«Где моё полотенце?»

Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце,

тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.

Карточка 13

«Башмачки по местам»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания,

приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно

обуваться после сна.

Карточка 14

«Чистые ручки»

Цель: закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно,

тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей, приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно

тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.

Карточка 15

«Учусь всё делать сам!».

Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Карточка 16

«Аккуратная причёска»

Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской,

контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

Карточка 17

«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»

Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть

доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Карточка 18

«Стульчик на место»

Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.

Карточка 19

«Моем, моем ладушки».

Цель: приучать детей, перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.

Карточка 20

«Башмачки»

Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.

Карточка 21

«Я уже большой!».

Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.

Карточка 22

«Чистюли!»

Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.

Карточка 23

«Где мой стульчик?»

Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.

Карточка 24

«Вещи по местам»

Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её на место после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать

умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Карточка 25

«Вот какие мы!»

Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.

Карточка 26

«Я умею!»

Цель: закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп.

Карточка 27

«Мы большие»

Цель: приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.

Карточка 28

«Умываться!»

Цель: во время умывания побуждать детей к правильной

последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.

Карточка 29

«Мы за столом!»

Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.

Карточка 30

«Полотенце пушистое!»

Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.

Консультация для родителей

«Развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого

раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья

навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Культурно-гигиеническое воспитание-основа санитарной культуры,

Необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков

личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране

их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения

детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения

зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и

взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться

к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них

естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно

совершенствовались.

А вот как они это будут делать–зависит от того, что малышам

заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем

воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем

быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять

и совершенствовать день ото дня. В группу приходят очень

разные малыши. -то из них самостоятельно пользуется горшком,

а кто -то категорически отказывается с ним дружить, некоторые

детки активно всё едят ложкой, другие же приучены только

к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей

тарелке руками. Почему же так происходит? Самые первые

представления о культурно–гигиенических навыках ребенок

получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать

малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить

за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем,чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола

приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Помимо этого

необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки :

следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не

выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком. При одевании и раздевании также необходимо давать

возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Одинаковые требования к правилам гигиены

и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к

лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

В1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки,

как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку.

К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться,

снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и

сморкаться в носовой платочек. На первый взгляд все очень просто,

а на самом деле для малышей это целая наука–освоение и применение культурно-гигиенических навыков. С первого дня

пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо

не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть

аккуратными. У детей всегда есть желание самим расстегивать

пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни

пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами

и «молниями» помогут и игровые элементы. То, как скоро малыш

научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его

пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени

играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме. Из практики воспитателя видно,

что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться

не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к

умыванию необходимо начинать в группе: дети засучивают рукава,

как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки:

«Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или

«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».

Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры:

«Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач,

и для их успешного решения можно использовать целый ряд

педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение,

показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в

процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте»
Опубликовано: 28 марта 2021 в 20:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД