Ляшенко Ольга Николаевна
Консультация для родителей, воспитателей по работе с детьми с ОВЗ «Работа с детьми с ОВЗ. Почему дети отказываются рисовать»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей, воспитателей по работе с детьми с ОВЗ
«Работа с детьми с ОВЗ. Почему дети отказываются рисовать»
[Педагог-психолог
Ляшенко О. Н.
Бывают случаи, когда дети отказываются рисовать – отворачиваются, прячут руки, отталкивают карандаши и бумагу, плачут. Причиной чаще всего являются неуверенность в себе и неразвитые моторные навыки не позволяют подготовить руку к письму.
Публикация «Консультация для родителей, воспитателей по работе с детьми с ОВЗ „Работа с детьми с ОВЗ, Почему дети отказываются рисовать“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Чтобы воспитывать интерес к рисованию у детей с ОВЗ, в первую очередь формируйте у них уверенность в себе и своих силах. Для этого используйте задания, доступные уровню актуального развития ребенка. Это позволит ему убедиться в том, что он может их выполнить. Оцените анамнез, чтобы определить уровень развития дошкольника. Используйте нестандартные материалы – крупные, яркие изобразительные средства, ватман. Формируйте мотивацию к продуктивной деятельности с помощью необычных способов рисования – пластилинового и песочного.
Оцените анамнез и обследуйте ребенка
Понаблюдайте за ребенком, который отказывается рисовать на занятиях. Негативизм в отношении изобразительной деятельности свойственен детям с нарушением сроков и темпов психомоторного развития и социально-коммуникативной сферы. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, аутизмом также с трудом выполняют задание нарисовать предмет или объект окружающего мира. Часто положение осложняется и нарушениями эмоционально-волевой сферы: импульсивностью, эмоциональной лабильностью, своеволием, расторможенностью. Гипотонус или гипертонус мышц рук и корпуса, нарушения зрения негативно сказываются на уверенности в своих силах, у ребенка формируется ощущение бессилия и неуспеха.
Применяйте методику психолого-педагогического обследования Е. А. Стребелевой, чтобы выявить актуальный уровень качества рисунка ребенка. Используйте задания «Нарисуй домик, дорожку» для младшего дошкольного возраста и «Дорисуй», «Нарисуй человека», «Нарисуй дом, дерево, человека» – для старших дошкольников. Они позволяют изучить то, насколько воспитанник понимает вербальную инструкцию, выявить уровень сформированности предметного рисунка и развития графических навыков, а также определить ведущую руку, согласованность действий рук и отношение ребенка к результату.
Дайте детям большие яркие карандаши и краски
Предложите ребенку необычные материалы для тренировки моторных навыков, чтобы они вызывали у него повышенный интерес. Новые материалы еще не связаны с неудачей в представлении ребенка, поэтому он согласится с ними действовать более охотно.
Подбирайте карандаши крупного размера, треугольные в сечении для большего удобства при захвате. Силиконовые точки по всей длине также помогут ребенку удержать карандаш. Попробуйте акварельные карандаши, которые оставляют яркий, сочный штрих. С их помощью ребенок с гипотонусом кистей рук сразу увидит результат своих усилий – яркую линию.
Пастельные мелки, особенно масляные, оставляют яркий след с шероховатой фактурой. Их можно предложить детям с гипертонусом, так как мелками нужно пользоваться аккуратно, нажимать мягко, чтобы избежать перелома грифеля.
Гуашь и кисти крупного размера хорошо подойдут для того, чтобы отрабатывать регуляцию силы и тонуса рук. Ребенок поймет: когда он использует разные приемы с кисточкой, у него получаются разные линии.
Сделайте поверхность для рисования огромной
Возьмите бумагу большего размера, чем обычно, ведь движения детей с нарушениями в психомоторном развитии размашисты и некоординированы, им сложно выполнять мелкие движения на маленьких листочках. Поэтому, чтобы тренировать разные типы линий, хорошо подойдет ватман.
Проводите на ватмане линии разной сложности от самого верха бумаги до низа: прямые, пересеченные, диагональные, волнистые, петельками. Используйте яркий мелок, причем для каждого вида линий – отдельный ватман. Предложите ребенку проводить по этим линиям сначала пальцем, затем – маленькой игрушкой. Только потом дайте ему мелок контрастного цвета и попросите проводить свои линии поверх образца.
Разложите листы ватмана на полу. В процессе работы ребенок может ползать по нему, повторять направления линий корпусом тела, выполнять развороты, скручивания, перекрестные движения. Это улучшит общую моторику, движения станут более координированными.
По мере того как качество графомоторных умений ребенка будет улучшаться, переходите на рисование на листах бумаги меньшего размера. Постепенно переводите ребенка на работу в тех же листах, которые используют воспитатели на групповых занятиях.
Изобразите пластилиновую гусеницу
Используйте пластилин, чтобы формировать мотивацию к рисованию. Предложите детям отщипнуть кусочек от цельного куска пластилина. Превратите работу в веселую игру : попросите отщипнуть много кусочков и скатать из них маленькие шарики по правилу. Например, скажите катать их только между большим и указательным пальцами правой руки. Затем предложите примазать каждый шарик на большой лист бумаги так, чтобы получился пластилиновый мазок. Создавайте красочную абстракцию или определенный образ. Например, дети могут выполнять задание по слову: «Гусеничка из разноцветных шариков».
Чтобы учить детей выполнять задание по образцу и по вербальной инструкции, нанесите силуэт предмета на лист ватмана и попросите детей заполнять его, примазывать каждый шарик. Чтобы стимулировать творческое воображение, подключите музыкальное сопровождение. Яркие образы в детских песенках и звукоподражания в мелодиях будут способствовать гармонизации эстетического и познавательного развития детей, поднимут настроение участникам общей работы.
Когда у детей сформируется навык, вводите пластилиновое рисование в структуру других занятий. Например, предложите детям вылепить контур цифры, контур буквы, силуэт заданной фигуры и цвета, воспроизвести и продолжить последовательность из фигур разного цвета и формы. Впоследствии просите отметить пластилином разного цвета силуэты овощей или фруктов, домашних или диких животных, отметить количество заданных фигур, пластилиновыми цифрами пронумеровать дни недели, свой возраст, номер дома и квартиры.
Используйте упражнения с песком, чтобы укрепить самооценку
Чтобы развивать графомоторные навыки у детей с ограниченными возможностями, используйте песочное рисование. Оно помогает решить вопросы саморегуляции, формировать произвольность поведения и психических функций ребенка. Неспешные движения в плавном темпе успокаивают возбудимых детей, дают время на раскачку детям с тормозимыми реакциями, завораживают аутичных детей своей предсказуемостью.
Используйте предметы разной фактуры, чтобы оставлять отпечатки. Возьмите гребни с широкой и узкой частотой зубьев, колючие мячики разного размера, палочки с магнитной основой, которыми можно рисовать из-под дна песочного стола, ракушки и камешки. Ребенок быстро увидит результат своих усилий и обрадуется ему, а это ключ к дальнейшему успеху.
Поскольку песок – капризный материал и рисунок легко повредить даже сильным выдохом, с самого начала работы ребенок должен понять правила поведения и подстроиться под них. Важно научить его самого регулировать силу нажатия на предмет, внимательно слушать инструкцию взрослого. Обычно детей так захватывает процесс взаимодействия с песком, что они прилагают значительные усилия и выполняют все просьбы педагога-психолога правильно. Взрослый может значительно повлиять на точность движений с помощью приема «рука в руке». Даже аутичный ребенок выдерживает такое прикосновение в процессе замотивированной деятельности.
Проводите занятия на песочном столе по алгоритму. На этапе ритуала вхождения озвучьте целеполагание, дайте возможность привыкнуть к песку, повторите правила и выполните тренировочные движения. На втором этапе выберите простой сюжет рисунка, который органично вписывается в актуальную для ребенка ситуацию. Затем дайте ребенку игровую мотивацию и стимулируйте его творческое воображение, пока он поэтапно изображает сюжет. Каждый раз отмечайте, когда он проявляет старание.
На заключительном этапе повторите игровую мотивацию, похвалите результат, сфотографируйте его, а затем уберите стол вместе с ребенком.