Наталья Юрасова
Консультация для родителей «Воспитываем юного исследователя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
-показать родителям необходимость и возможность обеспечения исследовательских способностей детей дошкольного возраста;
-дать понять, что правильно организованная исследовательская деятельность поможет качественному обучению ребёнка в школе.
В современном образовании акцент делается на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Раскрытие этих свойств личности ребёнка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитываем юного исследователя“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
Именно в дошкольные годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Но недостаток знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным.
По информационному наполнению и методическим подходам выделяют следующие типы работ:
-экспериментальные (проведённые на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный характер);
-натуралистические и описательные (направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления);
-исследовательские (работы, имеющие собственный экспериментальный материал, на основе которого делаются анализ и выводы).
Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, высказывать суждения.
Итогом исследовательской работы и главным её этапом является выступление перед публикой. Важно создать для ребёнка ситуацию успеха. Все работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.
Хочу познакомить вас с планом, в соответствии с которым дети нашей группы проводили исследования. Такой план будет полезен юному исследователю и дома.
1. Выбор познавательной темы. («Домашние животные», «Цветы» и т. д.)
2. Выбор исследуемого объекта. (Комнатный цветок, например.)
3. Постановка вопросов:
-Какие бывают виды исследуемого объекта?
-Какие функции выполняют данные объекты?
-Какими свойствами и качествами обладают?
-На что влияют?
4. Проведение исследования. (Дети собирают информацию и зарисовывают её символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию).
5. Подведение итогов.
Факты, собранные детьми, анализируются и готовится сообщение, с которыми ребята выступят на обобщающем занятии.
Очень важен момент сбора информации. Ребё нку надо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать. Подумав, ребёнок говорит о том, что знает о данном объекте. Ответы можно фиксировать символами. Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
Примерные домашние задания
на тему «Наблюдение и изучение предметов».
Задание 1
Цели: найти сходные предметы в окружающей обстановке по общему признаку – материалу, сравнить и обобщить их; развить наблюдательность и внимание.
Взрослый просит ребё нка: «Назови все деревянные предметы в доме».
Ребёнок сначала перечисляет предметы, которые находятся в поле его зрения, затем ходит и ищет в доме деревянные предметы.
Взрослый: «Есть ли среди них похожие предметы? Что между ними общего?
Ребё нок: «Стол и стулья похожи, потому что на них можно сидеть, писать, кушать, у них четыре ножки. Общее у них то, что они деревянные.
Также можно предложить найти в окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы.
Задание 2
Цель: активизировать внутреннюю содержательную сторону познавательного интереса, что помогло бы ребёнку размышлять.
Взрослый читает стихотворение:
На свете все на все похожи:
Змея - на ремешок из кожи,
Луна - на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий крон подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.
Р. Сеф
Спрашивает ребенка: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну-с глазом, журавля-с подъемным краном, кота-с пижамой? Какое между ними сходство?»
Предлагает картинки (змея и ремень, журавль и подъемный кран и т. д., вместе с ребенком находят сходства. «Посмотри, это предметы-братья, т. к. они похожи друг на друга по форме, по расцветке».
Задание можно усложнить: дать набор с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (гриб-зонтик-шляпа; груша-лампочка; арбуз-мяч; подсолнух-солнце; еж-иголки-булавки; змея-ремень-веревка).
Можно загадать загадки, где присутствует образное описание предмета.
1) Висит груша-нельзя скушать. (Лампочка)
2) Под кочкой крошка-
Только шляпка да ножка. (Гриб)
3) Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый-все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
4) Вьется веревка,
На конце – головка. (Змея)
5) Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж)
Ребенок находит картинку с изображением предложенных предметов, проводит анализ этих предметов, объясняя сравнение.
Опираясь на образные сравнения, ребенок пытается объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом отгадку. Он глубже и точнее анализирует предметы, рассуждает, делает умозаключения, находит в различных предметах сходство и на основе этого дает образное сравнение.
Задание 3
Цели: учить самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умения сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.
Предложите ребенку нарисовать несколько предметов (по желанию, а потом придумать загадку к каждому рисунку.
Например:
-Цветок: «Растет в саду и в поле, похож на маленькое солнце, круглая серединка, а от нее лучики».
-Солнце: «Желтое, летом греет, как печка».
-Самолет: «Большая железная машина с крыльями летает по небу».