Консультация для родителей «Этот долгий процесс автоматизации»

Татьяна Гергерт
Консультация для родителей «Этот долгий процесс автоматизации»

Консультация для родителей

«Этот долгий процесс автоматизации»

Составила: учитель-логопед Гергерт Т. А.

При формировании правильного звукопроизношения у детей должен соблюдаться ряд общих требований. Так,при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

В случае если ребенок воспринимает формируемую фонему на слух, первый этап работы можно пропустить.

Также необходимость прохождения второго этапа у некоторых детей отпадает, в виду того, что воспроизвести все необходимые для того или иного звука артикуляционный движения ребенок может без предварительной работы.

Этап постановки звука, конечно, может затягиваться в зависимости от возможностей ребенка, но в большинстве случаев занимает не так много времени, как четвертый этап – этап автоматизации.

Автоматизация звука – это закрепление правильного произношения звука в речи, доведение его произнесения до «автоматизма». И этот процесс в большинстве случаев занимает большой промежуток времени, требует немало усилий со стороны логопеда, ребенка и его родителей, а также воспитателей и других педагогов, если ребенок посещает специализированное учреждение или группу.

К этапу автоматизации переходят лишь после того, когда поставленный звук четко и правильно произносится изолированно, при многократном повторении. Начинать вводить звук в слоги, а уж тем более в слова, не следует, если звук недостаточно отчетливо произносится. Так как это может привести к нежелательному закреплению неправильного навыка, от которого будет сложнее избавиться.

Для автоматизации звука в речи существует строгая последовательность, которую необходимо соблюдать. Некоторые этапы могут проходить быстро, другие довольно долго, но тем не менее на каждый из этих этапов стоит уделить время и приложить усилия.

Этапы автоматизации следующие:

1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением). Последовательность ввода поставленного звука в слоги может отличаться для разных звуков, какие-то звуки целесообразно начинать автоматизировать с прямых слогов, какие-то с обратных.

2. Автоматизация звука в словах (в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных). Также как и при автоматизации в слогах, для разных звуков существует разная последовательность.

3. Автоматизация звука в словосочетаниях, коротких фразах.

4. Автоматизация звука в предложениях различной степени сложности (соблюдая правило от простого к сложному).

5. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.

6. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.

7. Автоматизация звука в разговорной речи.

Для быстрейшей автоматизациизвука необходимо постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений: от медленного утрированного произнесения слогов и слов к более ускоренному проговариванию фраз, предложений и т. д.

Процесс автоматизации занимает довольно длительный период времени, так как подразумевает прохождение многих его этапов. Ребенку и его родителям нужно запастись терпением в этой нелегкой работе. От родителей требуется тотальный контроль за речью своего ребенка и привлечение внимания самого ребенка к своей речи. В силу своего возраста многие дети часто не замечают недостатков своего произношения, необходимость в их исправлении испытывают родители, на плечи которых и ложиться обязанность контроля и исправления поставленных звуков в период автоматизации.

Перечислим частые ошибки при автоматизации звуков,которых следует избегать:

1. Начинать автоматизацию звука при еще нечетком произнесении звука изолированно.

2. Автоматизация сразу нескольких звуков, смешиваемых в речи ребенка, и при неумении распознавать их на слух.

3. Автоматизация звука без предварительных артикуляционных упражнений, даже если ребенок может воспроизвести необходимые артикуляторные уклады, необходимо сформировать их комплекс для того или иного звука.

4. Автоматизация звука в слишком сложных словах, чистоговорках, скороговорках и т. д. (например: трансформатор, эквилибрист).

5. Отсутствие зрительной опоры на артикуляцию взрослого и свою собственную в зеркале.

6. Автоматизация звука на одном и том же речевом материале. Необходимо разнообразие, иначе возможно появления «кабинетной речи», заученные слова и предложения.

7. Несистематичная автоматизация «время от времени».

8. Использовать как метод работы только повторение за взрослым. Необходимо использовать наглядность. Дать ребенку возможность самостоятельно проговаривать слова.

9. Автоматизация без дифференциации.

Таким образом, для успешной и наиболее быстрой автоматизации поставленных звуков, необходимо выполнение всех условий, а также профилактика совершения ошибок. Этот процесс долгий, кропотливый, но необходимый для грамотной и красивой речи.

Публикации по теме:

«Один долгий дождливый июльский день» из цикла «Моя любимая Москва»«Один долгий дождливый июльский день» из цикла «Моя любимая Москва» Добрый день, дорогие друзья и читатели моего блога! В Москве ежедневно происходит множество различных культурных мероприятий: фестивали,.

«Один долгий дождливый июльский день» из цикла «Моя любимая Москва» (часть 3)«Один долгий дождливый июльский день» из цикла «Моя любимая Москва» (часть 3) Набережная Москвы-реки и природный заказник "Воробьевы горы" На сегодняшний день ЦПКиО имени Горького объединяет несколько территорий, в.

«Один долгий дождливый июльский день» из цикла «Моя любимая Москва» (продолжение)«Один долгий дождливый июльский день» из цикла «Моя любимая Москва» (продолжение) Прогулка в ЦПКиО имени Горького Как я рассказывала в предыдущей публикации, войдя на территорию парка, мы долго искали место проведения.

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Консультация для родителей «Этот долгий процесс автоматизации»
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 12:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
22 января. Треугольный день на МААМ

«Треугольник, три угла — посмотрите детвора» — очередной тематический день посвящен этой геометрической фигуре. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить ребенка с...

22 января. День рождения попкорна

В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о полезном лакомстве – попкорне, устроить опыты и эксперименты с ним (благо, «попкорн для микроволновой печки» продаётся в любом магазине)....

Благодарность сайту МAAM и моим коллегам, или про победу на конкурсе
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня были опубликованы результаты Международного конкурса "Лучший педагог года " 2020. Я хочу выразить благодарность...
Конспект занятия по рисованию красками «Аквариум с рыбками»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с акварельными красками; учить рисовать округлый предмет и аккуратно закрашивать его, по окончании...
Консультация «Азбука экологии на прогулке»
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях в природе должно сочетаться с пониманием ее ценности для общества и человека, с овладением нормами...