Папки-передвижки

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп «Формирование навыков пересказа у детей с ОНР»

Елена Злобина
Консультация для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп «Формирование навыков пересказа у детей с ОНР»

Формирование навыков пересказа у детей с ОНР.

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Особая роль в овладении связной монологической речи детьми с ОНР отводится формированию навыкам пересказа.

Задачи по обучению детей пересказу.

1. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.

2. Формирование умения планирования развернутых высказываний.

3. Формирование навыков использования в связных высказываниях средств

Публикация «Консультация для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп „Формирование навыков пересказа у детей с ОНР“» размещена в разделах

художественной выразительности.

4. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая

наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.

5. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.

6. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

7. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-

грамматических и фонетико-фонематических норм.

Учителю- логопеду необходимо обратить внимание на общие моменты при обучении детей с нарушениями речи пересказу.

I. Систематические тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказа) речевые тренинги.

1. Обязательные лексические упражнения (подбор признаков и действий к предметам, синонимов и антонимов, родственных слов, обогащающие активную лексику.

2. Грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка (словообразование, восстановление деформированных фраз, составление различных по сложности и типу предложений)

3. Постоянный фонетический контроль.

4. Совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы)

II. Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов.

III. Обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению :

1. Установление временной и логической связи событий и явлений (беседа).

2. Составление плана пересказа.

3. Соотнесение плана с текстом в целом, отдельных пунктов плана со смысловыми частями текста.

4. Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного высказывания и самоконтроля за собственной речью.

IV. Непосредственное обучение рассказыванию (пересказу и составлению рассказов) :

1. Широкое применение вариативности ответов на поставленные вопросы.

2. Объединение нескольких составленных предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.

3. При необходимости использование в качестве зрительной опоры серии сюжетных картинок, предметных картинок, зрительных сигналов, пиктограмм, схем.

4. Оказание педагогом помощи детям в построении фраз и целых законченных высказываний, а именно:

- на начальном этапе обучения использование данного педагогом образца;

- по мере развития монологической речи – подсказка в виде наиболее подходящего к контексту опорного слова, начала фразы;

- помощь в конструировании сложных предложений, преобразовании и распространении различными способами простых предложений.

V. Четкое предварительное планирование занятий, предшествующей подготовительной работы, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса педагогом, а также ожидаемых, предполагаемых смоделированных ответов детей на его вопросы.

Показатели развития связной речи.

• Раскрытие темы

• Лексико-грамматическое оформление

• Плавность изложения

• Смысловая целостность

• Объем рассказа

• Выразительность

• Средства связи

• Самостоятельность

При обучении детей связной речи используем методические и игровые приё мы:

1. Моделирование

• Графические схемы

• Фланелеграф

• Иллюстративное панно

• Иллюстрации рассказа

• Детские рисунки сюжетных фрагментов

2. Технические средства обучения

• Компьютерные программы

• Аудиозапись текста

• Аудиозапись музыкальных фрагментов для раскрытия темы произведения

• Диафильмы

3. Словесные методы

• Чтение текста

• Беседа

• Загадки

• Малые фольклорные формы

• Сюрпризы, игры

• Настольный театр

• Кроссворды

4. Упражнения

• Лексико-грамматические

• Специальные коррекционные

• Эмпатические

Такая поэтапная коррекционная логопедическая работа позволит детям с ОНР развить их навыки пересказа.

Публикации по теме:

Доклад на РМО учителей-логопедов «Методика проведения коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД» «Методика проведения коррекционной индивидуальной и подгрупповой непрерывной образовательной деятельности» Выполнила: учитель-логопед МКДОУ.

Консультация для родителей «Упражнение с массажными мячиками для детей логопедических групп» «Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую.

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по привитию у детей культурно-гигиенических навыков» Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по привитию у детей культурно-гигиенических навыков» В дошкольном учреждении уделяется.

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей» Формирование временных представлений у детей. Готовность ребёнка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности включает в себя.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста» «Игрушки». На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. Два медведя, Буратино, И веселый.

Методические рекомендации для учителей-логопедов «Организация психолого-медико-педагогической комиссии» Организация работы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях дошкольного образовательного учреждения (методические рекомендации).

Методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию речи детей раннего возраста Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного.

Презентация «Викторина для учителей — логопедов» 14 ноября, в день когда учителя-логопеды, учителя-дефектологи получают поздравления и слова благодарности, вместе с коллегами мы соберёмся.

Консультация для учителей-дефектологов «Развитие основных навыков у детей с ОВЗ» Учителю дефектологу. Развитие основных навыков у детей с ОВЗ. Общаетесь Вы, общаются с Вами Мир входит в жизнь детей постепенно. Повысить.

Вебинар для воспитателей логопедических групп «Развитие связной речи — традиционные методики» Длительная работа учителем-логопедом, показывает, к сожалению, что знания воспитателей, работающих с детьми, имеющими различные нарушения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп «Формирование навыков пересказа у детей с ОНР»
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 17:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД