Папки-передвижки

Консультация для учителей «Современные требования к уроку изобразительной деятельности в начальной школе»

Анна Александровна Калёнова
Консультация для учителей «Современные требования к уроку изобразительной деятельности в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Задачи уроков изобразительного искусства :

-Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;

-Осознание культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного искусства;

Публикация «Консультация для учителей „Современные требования к уроку изобразительной деятельности в начальной школе“» размещена в разделах

-Формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

-Расширение представлений о своеобразии российской культуры;

-Духовное развитие учащихся в процессе художественного созерцания окружающего мира;

-Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру.

Урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Внимательное изучение требований к урокам изобразительного искусства в школе, показывает, что в общую школьную программу включены следующие задания: задания на составление узоров, оформлению альбомов, задания по декоративному оформлению помещений. Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки: изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, изображения на темы, придуманные самими детьми. Рисование на темы направлено на развитие ребенка: развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, даёт возможность полнее выразить свои мысли и чувства.

Подготовка учителя к уроку изо является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

-Чёткая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;

-Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;

-Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечивают овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства. Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т. е. составление плана или план – конспекта урока. В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Современный урок - урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий. Отдельно нужно остановиться на процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

1. Определение темы урока.

2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.

3. пределение типа урока.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока.

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор форм организации педагогической деятельности.

9. Оценка знаний, умений и навыков.

10. Рефлексия урока.

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО. К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Дидактические принципы: наглядность, доступность, посильность, последовательность, активность и сознательность, систематичность, воспитывающее обучение.

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы впоследствии, они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится наличие технологической карты урока. Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Структура технологической карты:

1-й этап. «Самоопределение к деятельности. Организационный момент». Деятельность учителя : включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Деятельность учащихся : подготовка класса к работе.

2-й этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности». Деятельность учителя : выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Деятельность учащихся : выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. «Постановка учебной задачи».

Деятельность учителя : активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Деятельность учащихся : ставят цели, формулируют тему урока.

4-й этап. «Построение проекта выхода из затруднения».

Деятельность учителя : построение проекта выхода из затруднения.

Деятельность учащихся : составляют план достижения цели и определяют средства

5-й этап. «Первичное закрепление».

Деятельность учителя : устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение.

Деятельность учащихся : решают типовые задачи с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».

Деятельность учителя : организует деятельность по применению новых знаний.

Деятельность учащихся : самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)».

Деятельность учителя : организует рефлексию.

Деятельность учащихся : осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят результаты и цель, степень их соответствия.

Важное требование к уроку по изобразительной деятельности – грамотно сформулированная цель урока. Кроме того, формулировка цели урока должна быть лаконичной и чёткой. Характер цели урока : развивающий, познавательный, воспитывающий

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе.

Требования к уроку по рисованию строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе ничем не отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного материала, подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку рисования является регулярная смена деятельности и разнообразие. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках-беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока рисования требует строгого внимания ко времени, которого обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать всё, что было запланировано.

Каждый урок делится на следующие этапы:

1. Организационный этап урока.

2. Сообщение нового материала.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Основными требованиями к уроку по изодеятельности является следующее :

-Межпредметные связи;

-Использование новейших достижений науки;

-Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

-Реализация всех дидактических принципов обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов;

-Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;

-Формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности;

-Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

-Мотивация и активация всех сфер личности;

-Эмоциональность и логичность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся;

Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Дидактическим требованиям относятся следующее :

-Рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

-Чёткое определение образовательных задач каждого урока;

-Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

-Внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

-Научный расчет и мастерство проведения урока;

-Творческих подходов к формированию структуры урока;

-Сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

-Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

Система воспитательных требования к уроку включают в себя :

-Постановка тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

-Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

-Внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах;

-Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;

Развивающие требования к уроку :

-Прогноз «скачков» в эмоциональном, социальном развитии учащихся и перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

-Развитие и формирование у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов;

-Учёт и изучение уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

-Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры.

Структура плана-конспекта урока изобразительно искусства : вид занятий, тема урока, цель урока, оборудование (для учителя и для учащегося, использование классной доски, план и ход урока (организационная часть; объяснение нового материала; самостоятельная работа учащихся; завершение урока и задание на дом, список литературы.

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО.

Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. Первоначально в составлении план-конспекта урока, нужно указать к какому виду занятий он будет посвящен: беседе об искусстве рисованию с натуры (живописи или рисунку, декоративному рисованию, тематическому рисованию.

Затем определяемся с формулировкой темы урока изо. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства", по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу".

После формулировки темы урока, необходимо написать цель занятия и его задачи.

Далее в составлении план-конспекта урока изо является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы и т. д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока изо. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Задачей оценки является анализ хода или результата хода деятельности. Конечная оценка - определение путей совершенствования творчества учащихся.

К методам формирования оценочных действий относятся следующие:

•Оценка всех детских работ педагогом;

•Оценка наиболее выразительных рисунков;

•Оценка одной работы (по отдельному или всем факторам изображения);

•Оценка работы педагогом с привлечением к оценочной характеристике детей;

•Коллективная оценка детьми работ товарищей;

•Индивидуальная оценка ребёнком работы своего товарища;

•Самооценка детьми своих рисунков;

•Сравнительная оценка ребёнком своей работы и работы сверстника.

Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. В первом классе отрицательной оценки за рисунок не должно быть. Дети любят изобразительную деятельность, стремятся рисовать всё, и едва ли слабо выполненный рисунок является результатом нежелания работать скорее это от неумения изобразить, или ребёнку не нравится изображаемый предмет, тема не соответствует складу его характера, настроению, темпераменту. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. В случаях, когда ученик высказывает отрицательное отношение к предложенной теме, лучше разрешить ему рисовать по желанию нежели ставить отрицательную отметку за рисунок. Начинать оценку следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Фотоотчет о мастер-классе для учителей начальной школы «Изготовление модели павлина в технике оригами»Фотоотчет о мастер-классе для учителей начальной школы «Изготовление модели павлина в технике оригами» На протяжении учебного года ко мне не раз обращаются учителя за помощью по технике оригами. Не всегда с первого, и даже со второго раза.

Конспект мастер-класса для учителей начальной школы «Изготовление модели павлина в технике оригами» Цель: Создание условий для расширения знаний учителей начальных классов в вопросах использования техники оригами в творческой деятельности.

Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе «Ракета в космосе»Конспект по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе «Ракета в космосе» Тема: «Космическая ракета в технике оригами и аппликация». Методы и приёмы: Беседа, отгадывание загадок, рассматривание. Цель: научить детей.

Классный час для учащихся начальной школы «Не смейте забывать учителей» Беседа в мини-центре «Не смейте забывать учителей» Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Консультация для педагогов ДОУ «Требования к мультимедийным презентациям для работы с детьми» Мультимедийная презентация – необходимое дополнительное средство обучения детей в группе и допустимый формат для дистанционных занятий с.

Презентация для учителей начальной школы «Духовно-нравственная культура. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для учителей «Современные требования к уроку изобразительной деятельности в начальной школе»
Опубликовано: 1 ноября 2021 в 20:29
+91Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для учителей «Современные требования к уроку изобразительной деятельности в начальной школе»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Александровна Калёнова (УИ 280347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД