Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма у дошкольников»

Лариса Тураносова
Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма у дошкольников»

Консультация для воспитателей

«Музыкально- дидактические игры и упражнения

для развития чувства ритма

у детей дошкольного возраста»

(на основе методических рекомендаций

И. А. Новоскольцевой и И. М. Каплуновой)

Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма у дошкольников“» размещена в разделах

Музыкально- дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение- в доступной форме привить детям любовь к музыке, развить музыкальные способности. Музыкально - дидактически игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить музыку, у них развиваются основные компоненты музыкальности.

Что же такое музыкальность?

Музыкальность- комплекс музыкальных способностей, необходимых для участия ребёнка в разных видах музыкальной деятельности.

Какие способности входят в состав музыкальности?

1) Ведущие компоненты музыкальности- эмоциональный отклик на музыку и музыкальный слух.

2) Музыкальные сенсорные способности: высота, тембр, динамика, длительность.

3) Основные музыкальные способности : ладовысотный слух и чувство ритма.

4) Способности к различным видам музыкальной деятельности : способности восприятия, исполнительские и творческие.

Чувство ритма, на мой взгляд, является основополагающей, базовой способностью, на основе которой развиваются все остальные.

Что же такое ритм?

Ритм- чередование различных длительностей в музыке (долгих и коротких звуков).

Ребёнок, у которого чувство ритма не будет развито, не сможет ни исполнять песни (в них тоже заложен ритм, ни участвовать в танцевальных композициях (т. к. движения будут неритмичными, ни анализировать прослушанное музыкальное произведение, ни играть в оркестре. На самом деле, истоки развития этого чувства можно увидеть ещё во внутриутробном периоде развития (ребёнок слышит стук материнского сердца, начиная гулить, лепетать, он произносит ритмические композиции тех или иных слоговых сочетаний и т. д. Наша задача - дать этому заложенному чувству развиться, тем самым определив успешное развитие музыкальных способностей ребёнка.

Кроме того, если у ребёнка чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой, слитной речи, она невыразительна, ребёнок говорит примитивно, используя короткие отрывистые высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют практические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте.

Младшая группа

1) Песенка про игрушку («Чудесный мешочек» : название игрушки, придумай ей имя)

2) Песенка про имя (дружно произносят имя и одновременно шлёпают, хлопают)

3) Кто твой дружок? Давай споём про него песенку!

4) Игры с предметами - называть и прохлопывать всё, что дети видят: стол, стул, пианино, ковёр, лампочка и т. д. ; создают ритмические цепочки из двух слов: пи-а-ни-но СТУЛ! (ти-ти-ти-ти – ТА)

5) Ритм в стихах - при заучивании любого стихотворения придумывайте сопровождающие движения.

Этими упражнениями мы готовим ребёнка (пока что на уровне подсознания) к слоговому анализу слова.

Средняя группа

1) Игры с игрушками ( усложнение: давать ласкательные имена- зайчик - заинька, котик - котёночек и проговаривать, прохлопывать, проигрывать эти названия на музыкальных инструментах)

2) Игры с именами. Уменьшительно - ласкательное имя несёт в себе новую, более трудную ритмическую формулу, но доставляет ребёнку большое удовольствие (Таня- Танечка). Пропевание имё н: (педагог) : «Как тебя зовут?»(ребёнок) «Настя! Настенька! Кто твой дружок? (пропеть)

3) Игры с предметами.

Усложнение: находить эпитеты к тем предметам, которые окружают детей, и прохлопать получившееся сочетание четвертными длительностями. Н-р: крас-ный стул, бол-шо-е пи-а-ни-но.

4) Ритм в стихах - прохлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм. ( н-р: «Барабанщик»)

5) Упражнения с ладошками- с. 20 («Этот удивительный ритм», игры с ладошками.

6) Ритм в музыкальных произведениях : дети подыгрывают педагогу на музыкальных инструментах двухчастные произведения; педагог ритмично читает стихотворение, а после каждой строчки дети играют на разных музыкальных инструментах (ложки, маракас, треугольник, румба)

Старшая группа

1) Игры с игрушками : придумать песенку про игрушку и прохлопать её в ладоши или сыграть на музыкальном инструменте. Н-р: Бе-лоч-ка- прыг-прыг-прыг!

2) Игры с именами : назвать своё имя, сопровождая его любыми звучащими жестами: хлопками, щелчками, стуком, шлепками.

Цель: учить детей не просто произносить и отхлопывать своё имя, а выполнять ритмические движения на каждый слог, суметь показать своё имя - поднять руки, развести в стороны, кивнуть головой и т. д. «Кто твой дружок»- поёт педагог. «Мой дружок Серёжа»- поёт ребёнок.

3) игры с ладошками (с партнёром)

4) Ритм в стихах «Солнце село на сосну»

Подготовительная группа

1) Игры с картинками - прохлопать двум подгруппам детей разные ритмические формулы.

2) Игры с именами – песенка о себе. Н-р: Я Танечка, я Танечка, я танцевать люблю (пропеть, сопровождая звучащими жестами); дразнилки (найти движения к своему имени и дразнилке, которые должны быть добрые, тёплые, не обидные, с юмором)

«Есть у вас и у меня…» «Кто твой дружок? Что он любит, чем увлекается?

3) Игры с ладошками - чередовать шлепки по коленям, плечам, животу с хлопками в ладоши в различных вариантах.

4) Ритм в стихах - «Доктор Дятел»- с. 45, «Три фасольки»- с. 50

5) Ритмические игры – «Игра с помпоном»

6) Игры : «Автомобили», «Магнит и железка», «Моя тень», «Моё зеркало»

7) Речевая игра «Лежало печенье…»

«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак- Далькроз.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами»Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами» Пуговицы вызывают неподдельный интерес у детей. Разнообразие материала – пуговицы разные по размеру, форме, фактуре, цвету не надоедает.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для воспитателей «Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения» Консультация для воспитателей "Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения"1. Валеологическая распевка "Горка": Раз, два, три. четыре,.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма у дошкольников»
Опубликовано: 22 августа 2021 в 20:37
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД