Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в календаре природы»

Елена Пахарева
Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в календаре природы»

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти - двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.

Публикация «Консультация для воспитателей „Фиксация результатов наблюдений в календаре природы“» размещена в разделах

Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако, высказанные замечания не должны приводить в отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденно-го, и тогда эксперимент приобретает завершенность.

Во время фиксации наблюдений воспитатель широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения, он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровать зарисованное и многое другое. Данная работа в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего, является сугубо добровольной. Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребенок сам захотел все это сделать.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, альбом или дневник наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. о состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги.

Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает педагог на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач можно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, а на их основе проводится иго-вое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе.

Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ.

Однако, если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности.

Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом.

Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создаются новые рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке?» и т. п.

Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.

Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особенных требований к дневнику природы не предъявляется (кроме обычных - аккуратности, точности воспроизведения деталей).

Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяются педагогом. Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла проводимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами - их расшифровыванием.

Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм - с использования готовых фото

графий и картинок, например, при ознакомлении с весенними явлениями в природе детям младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой - голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже дерево, которое стоит перед нами.

В конце младшей группы - начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.

Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочно совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность.

По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.

В старшей и подготовительной группе календари природы и дневники заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы.

Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен. Во втором полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.

Когда необходимые навыки станут достаточно прочными, и большинство детей осознают смысл производимых операций, можно переходить к следующей сложной схеме - ведению индивидуальных календарей и дневников. На первых порах их заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог.

Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями, вводится самая высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных.

Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если воспитатель принял новую группу или нового ребенка, не имеющего соответствующих навыков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наблюдения за гиацинтом. Организация наблюдений в уголке природыНаблюдения за гиацинтом. Организация наблюдений в уголке природы Хочу рассказать об организации наблюдений с детей за гиацинтом. Кашпо с луковицей гиацинта осталось стоять в уголке природы с весны,.

«Радость общения с красотой». консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы «Радость общения с красотой» консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы Природа своим разнообразием,красочностью.

Интегрированное занятие в средней группе «Сегодня март в календаре — весна в права вступает!» Коллективная аппликацияИнтегрированное занятие в средней группе «Сегодня март в календаре — весна в права вступает!» Коллективная аппликация Цели: • Формировать у детей экологическую культуру; • Закреплять знания о характерных особенностях данного времени года; • Знакомить с.

Консультация для родителей «Путешествие в волшебный мир природы» Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. Многое, конечно, забылось, но то, что связано с природой, навсегда осталось в памяти.

Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ» Всестороннее развитие ребенка начинается с ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит детским садам — первому звену в системе образования.

Консультация для воспитателей ПРС по ФГОС ПРС ПО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных.

Консультация «Формирование развивающей среды по экологии. Уголки природы в детском саду» В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического.

Консультация «Уголки природы. Огород на окне»Консультация «Уголки природы. Огород на окне» КОНСУЛЬТАЦИЯ Природные уголки Что должно быть: Папка со схемами (схемы крупные, чёткие, в файлах или заламинировать. Достали.

«Мамин день в календаре». Сценарий праздника к Дню матери Цель. Формировать у детей семейные ценности, развивать позитивное отношение родителей к детскому саду. Ход мероприятия Ведущий: Дорогие.

Рекомендации для воспитателей при описании картин природы В помощь педагогу при описании картин природы Составила: Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 7 им. Г. А. Тутова» г. Новопавловска Мозгова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в календаре природы»
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 21:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД