Получи документы

Консультация для воспитателей «Готовность детей к обучению грамоте»

Зарема Акки
Консультация для воспитателей «Готовность детей к обучению грамоте»

Готовность детей к обучению грамоте.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому важен весь процесс речевого развития детей : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой стороны речи. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи составляет важный аспект подготовки к обучению письменной речи. Это является составной частью общей психологической готовности к школе.

Публикация «Консультация для воспитателей „Готовность детей к обучению грамоте“» размещена в разделах

Показателями готовности к обучению грамоте являются умения : сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознание явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формированию элементарных знаний речи повышают уровень ее произвольности и осознания, это оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Необходима двустороння связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.

Психологический аспект.

Обучение чтению и письму предполагает, что обучаемые должны предварительно освоить звучащее слово – важный элемент устной речи.

С анализа «живой речи» рекомендовал начинать К. Д. Ушинский. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова.

Целесообразность привлечения внимания к структуре звучащего слова в период подготовки к обучению грамоте объясняется тем, что в дальнейшем, по мере ознакомления с буквами, во время чтения, а затем и письма в сознании обучаемого будет происходит воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения. Одной из психологических предпосылок овладения чтением и письмом является представление о том, что слова не только называют определение но и предметы, их признаки, действия, состояния, но и звучат, т. е., состоят из звуков. Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребенку звуковую форму слова, познакомить его со звуковым строением слов.

Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки начала обучения грамоте.

- во 2-й младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук»;

- в средней группе продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е., учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно. Формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук, называть слова с заданным звучанием.

- в старших группах учат проводить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемы звуки (гласные, согласные твердые и мягкие, ударные гласные]6 безударные гласные).

- в подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение чтению и письму.

До ознакомления с буквами дети должны не только научиться слышать и выделять отдельные звуки в словах, но и усвоить]]]]]]6 что звуки в слове следуют один за другим в определенной временной последовательности. Без формирования навыков звукового анализа, без развития у детей фонематического восприятия обучать грамоте трудно.

Определение последовательности звуков в словах – сложное умственное действие. Его следует формировать постепенно по следующим этапам: 1. Составление предварительного представления о знании;

2. Освоение действия с предметами;

3. Освоение действия в плане громкой речи;

4. Перенос действия умственный план и окончательное становление действия.

На 1-м этапе при помощи подчеркнутого произнесения отдельных звуков в слове детям дают возможность «проникнуть» в звуковую структуру слова, «прикоснуться» к ней.

На 2-м этапе – звуковую структуру слова представляют в виде материальных единиц: фишек, схем. Ребенок видит клетки схемы (место звуков в слове), берет фишки – звуки и располагает в схеме. Т. о., звуки, составляющие слово, воспринимаются и слухом, и зрением, осязанием.

На 3-м этапе ребенок последовательно называет, проговаривает звуки, не моделируя схему слова.

На 4-м этапе снимается и проговаривание. Ребенок определяет порядок расположения звуков в слове про себя «в уме».

Исследователи установили: самостоятельное выделение звука из слова на первых этапах обучения невозможно без интонирования, особого произнесения звука. Ему, как способу выделения звука, и стоит учить детей.

Интонирование позволяет услышать отдельные звуки, выделить первый и последний звуки. Для установления последовательности звуков в словах необходимы еще и действия детей с материальными единицами – фишками.

Лингвистический аспект.

Единицей речевого общения является предложение, в нем реализуются основные функции языка – познавательная и коммуникативная.

Нецелесообразно предлагать в детских садах определение предложения – это недоступно дошкольникам. Нужно ознакомить их с основными признаками и структурой предложений. При этом не следует сообщать грамматические правила, определения. Необходимо организовать наблюдения над предложением и выполнение конкретных действий с ним (деление на слова, разъяснение смысла и цели высказывания, работа над интонацией).

Предложения состоят из слов, которые имеют много признаков: лексическое значение, грамматическая форма, фонетическая оболочка и недвуударность. С лексическим значением дети к 5-ти годам хорошо знакомы. Они усваивают, что слова всегда что-то называют. Практически усваивают и грамматические формы слов. Еще не зная правил грамматики ребенок уже протестует против явного нарушения норм сочетаемости слов в предложении. Ребенок усвоил и традиционную звуковую оболочку слов, но еще «не открыл» для себя, что слово состоит из звуков, что оно делится на слоги. Умело переключая внимание с лексического значения на фонематическую сторону слова, можно научить дошкольников ориентироваться в его звуковой структуре.

Слово делится на слоги – звук или несколько звуков произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Относительно легко дается детям деление на слоги слов, состоящих из открытых слогов (ма-ши-на, му-зы-ка). Не вызывает особых трудностей выделение слога, оканчивающегося на [й] (бой-ко, май-ка). Играет роль в делении на слоги качество согласных и место ударения. Если 2-й звук согласный [ й],[ р],[ р’],[ л], [л'],[н],[н'],[м],[м'],[в],[в'], то слогораздел тоже зависит от ударения: если оно предшествует сочетанию согласных, 1-й звук отходит к предшествующему слогу (ост-рый, туск-ло); если ударный после группы согласных, вся она отходит к последнему (рас-прямил, во-ткнул).

В слоговых границах возможны колебания. Например, чисто фонетически делятся на слоги слова: ра-здеть, ра-здавать. Но такие слова можно делить и по- другому, с учетом их морфемного состава : раз –деть, раз-да-вать. Если морфемный состав не играет роли в делении слова, то действует фонетический закон открытого слога.

Слоги состоят из звуков, которые различаются двух типов: согласные и гласные. Гласные - образуют слог, а согласные только входят в его состав. Гласные и согласные отличаются способом образования: при произношении гласных – воздушная струя не встречает преград, согласных – воздушная струя встречает преграды.

Письменная речь близка к устной, но не тождественна ей. Т. к., количество звуков не совпадает с количеством букв алфавита (42 звука и 33 буквы). На этапе ознакомления детей со звуковой структурой слова следует отбирать для звукового анализа такие слова, которые произносятся и пишутся одинаково (мам, роза, машина, но не лед, вода, гриб, дома).

Правильно подбирая слова и предложения, воспитатель еще до школы формирует у дошкольников элементарные, но научные представления о языке и правильные навыки анализы устной речи.

Публикации по теме:

Готовность к школьному обучению детей с ОНР в подготовительной группе Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Необходимо отметить, что дошкольный.

Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель-логопед Куприянова Т. В. Цель: познакомить воспитателей с основными приёмами и упражнениями по ознакомлению воспитанников.

Консультация для родителей «Готовим детей к обучению грамоте» Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Консультация для родителей «Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР». Уважаемые родители! Вам необходимо знать, что этапу подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР должна предшествовать определенная.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность детей к обучению в школе» Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе». Цель: 1. знакомство родителей с видами психологической готовности детей к.

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к.

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте с опорой на мнемотехнику» Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: активизировать знания педагогов о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Готовность детей к обучению грамоте»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 21:13
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД