Папки-передвижки

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

Наталия Флусова
Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

Консультация для воспитателей «Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений"

В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам - способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими и т. д. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке. Культура слуховых восприятий является результатом обучения, воспитания.

Публикация «Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений» размещена в разделах

Ученые утверждают, что человек не может воспринимать прежде чем научится пользоваться органами чувств (осязать, видеть, слышать и т. д., ибо восприятие - это система перцептивных действий, и овладение ими требует обучения и практики. При этом развитие музыкального восприятия невозможно без специально организованной деятельности - слушания музыки. Оно является первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности. Слушание складывается из следующих действий:

-слушания произведений;

-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Основной из форм музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей.

Организация процесса восприятия музыкального произведения включает несколько этапов (Безбородова Л. А., Гогоберидзе А. Г. и др.) :

• краткое и образное вступительное слово педагога, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие;

• первоначальное прослушивание музыкального произведения;

• беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности;

• повторное слушание, уточнение отдельных средств выразительности, закрепление представлений о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;

слушание музыкального произведения на последующих занятиях с целью сравнения его с новыми музыкальными образами, создание условий для выражения результатов восприятия в деятельности - игровой, художественной, двигательной.

Слушание музыки осуществляется в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни.

Как самостоятельный раздел программы включает три основных элемента:

• ознакомление с различными художественными произведениями, их запоминание формирование любви к музыке, накопление впечатлений;

• привитие навыков культуры слушания;

• формирование начальных основ музыкального вкуса путем накопления слуховых впечатлений и доступных сведений о музыке.

Активному восприятию музыки способствуют методы и приемы, складывающиеся из выразительного исполнения произведения, умелого использования слова и наглядных средств, при пояснении его характера.

Беседы о прослушанной музыке с детьми старшего дошкольного возраста носят развернутый характер. В беседах привлекаем внимание дошкольников к развитию художественного образа, поясняем назначение отдельных выразительных средств. Во время рассказа педагог исполняет отдельные вариации и музыкальные фразы. Таким образом, дети воспринимают пьесу динамично, в развертывании повествования музыкальным языком.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. C помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Помогает этому художественная литература - образный краткий рассказ, сказка, стихотворение.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Для этого используем в нашей работе картины, репродукции, иллюстрации в книгах, эстампы.

Ветлугина Н. А., Радынова О. П. и другие ученые утверждают, что для развития восприятия важную роль играет музыкально- сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие наиболее успешно происходит в процессе усвоения дидактических игр, в которых разбираются звуковые сочетания, свойства музыкального звука. В результате динамические, высотные, ритмические, тембровые свойства звуков складываются в средства музыкальной выразительности. В обучении детей большое место занимают игровые приемы, которые обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой. Учитывая ограниченные возможности умственной сферы и волевых усилий ребенка, нужно строить обучение так, чтобы оно вызывало у детей положительные эмоции и воспринималось как игра.

Когда дошкольники сравнительно хорошо ознакомятся с произведением, им даем задание сочинить коллективный рассказ, который отражал бы основные изменения в музыке. Обращаем внимание на то, чтобы на заданные вопросы отвечали не одни и те же ребята, обязательно помогаем высказываться и малоактивным детям. Музыкальный педагог только направляет рассказ, отбирает фрагменты, наиболее соответствующие музыкальному образу, наглядно объясняет свой выбор. Эти задания очень полезны, так как побуждают детей внимательно вслушиваться в звучание произведения, точнее анализировать все изменения, учиться говорить о музыке.

В старших группах знакомим детей с различными произведениями известных русских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д,Кабалевского, А. Пахмутовой и др. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показываем портрет П. Чайковского и предлагаем назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот кто, кто получит большее число фишек.

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки в группах старшего возраста используем музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Обычно дети узнают произведение уже по вступлению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослушивания «Детской польки» М. Глинки. А вот на картинке яркая красочная кукла в нарядном платье, она улыбается. Ребенок поднимает эту картинку, прослушав «Новую куклу» П. Чайковского.

В дидактическую игру «В лесу» включаем не программные произведения. В кармашки планшета вставляем различные картинки, соответствующие содержанию песни, пьесы. Дети встречаются в этой игре и с Чебурашкой, и с крокодилом Геной, и с Винни-Пухом. Дошкольники не только узнают песни о любимых героях, но и могут передать мелодию каждой из них.

Постепенно, благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различают и узнают танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза.

При организации слушания музыки эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых музыкальных инструментов при повторном слушании музыки. Этот прием применяется для развития творческих возможностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах. Главное в оркестровке произведений - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру музыки. Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша используем четкий тембр барабана или бубна, а нежный, грациозный характер вальса - мягкий, прозрачный тембр колокольчика или треугольника. В ходе слушания музыки предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки и прохлопывание ритма музыкальных произведений - элементы методики Карла Орфа, которые дают большой эффект в развитии детского музыкального восприятия. Прием оркестровки применяем после того, как дети послушают музыкальное произведение и ознакомятся с характером музыки.

В своей работе используем такой прием как рассказывание. Для этого подбираем сказки, небольшие рассказы, которые можно проиллюстрировать музыкой. В сказку включаем 2 - 3 инструментальные пьесы, соответствующие программе выразительные и короткие. Одна из них может повторяться дважды.

Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбираем для каждого занятия новое задание, новый методический прием. Знакомя детей с одним произведением в течение длительного времени, на каждом из занятий перед детьми ставятся все более сложные задачи. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.

К продуктивной деятельности приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

Предлагаем прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?» Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?

Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

Этап закрепления имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.

В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.

Применение указанных приемов повышает интерес детей к слушанию музыкальных произведений и способствует развитию творчества.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование графических способностей у старших дошкольников» Родителей и воспитателей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Консультация для воспитателей «Коллективные строительные игры старших дошкольников» (по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости») Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольника. В программе Н. М. Крыловой.

Правовое воспитание старших дошкольников в игре. Консультация для воспитателей Правовое воспитание старших дошкольников через игру. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития» Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Консультация для воспитателей «Формирование навыков самообслуживания у старших дошкольников» С целью достижения результативности работы по формированию навыков использовать: 1) принцип интеграции ОО (при определении задач педагогической.

Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки Основой формирования музыкальной культуры дошкольников является восприятие музыки. Выбирая данную тему педагогического исследования, мы.

Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников» В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда.

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Консультация для воспитателей «Личностная готовность старших дошкольников к школе» Цель: расширить представления педагогов о понятие и составляющих компонентах личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений
Опубликовано: 26 декабря 2015 в 00:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД